Тема: Решение психолого-педагогических задач и моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
Цель: Развитие профессионально-творческого мышления будущих учителей, формирование у них потребности в овладении основами педагогического мастерства в процессе решения образовательных и педагогических задач.
Опорные понятия: образовательная и педагогическая задача, педагогическая ситуация, моделирование, педагогическое воздействие, педагогические умения, стратегические, тактические, оперативные задачи воспитания, этапы решения педагогических задач.
Педагогический словарь:
Образовательная (педагогическая) задача- это результат осознания педагогом цели образования (воспитания) и реальных условий ее достижения.
Педагогическая ситуация- это совокупность условий, в которых учитель ставит
педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.
Моделирование- процесс построения и исследования моделей.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие образовательной и педагогической задачи.
2. Классификация образовательных и педагогических задач.
3. Этапы решения педагогических задач.
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- Спб,2001. Глава VII.
2. Спирин Л.Ф.,СтепинскийМ.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа.- Ярославль,1985.
3. Психолого- педагогический практикум.- под ред. В.А. Сластенина.- М.,2005.
4. Титова Е.В. Если знать, как действовать.-М.,1993.- С.63-84.
Дидактический материал к занятию:
Классификация педагогических задач по заложенным воспитательным перспективам и способам решения: стратегические, тактические, оперативные.
Классификация педагогических задач по характеру воздействия на учащихся:
- задачи педагогической диагностики;
- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся;
- задачи по выбору приемов и методов воздействия на учащихся;
- задачи по организации деятельности учащихся;
- задачи по формированию общественного мнения коллектива;
- задачи по переориентации учащихся;
- задачи по закреплению привычки, интереса;
- задачи по развитию самостоятельности;
- задачи на развитие и проявление творчества;
- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
- задачи по педагогическому стимулированию;
- задачи по самовоспитанию.
Этапы решения педагогических задач:
1й этап. Постановка педагогической задачи. Постановку педагогической задачи можно представить как решение самостоятельных частных задач: педагогической диагностики, педагогического целеполагания, определения исходных условий и проблемы решения педагогической задачи.
2й этап. Проектирование способа педагогического воздействия. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
- выбор способа достижения педагогической цели;
- проектирование деятельности воспитанников как объектов воспитания, субъектов непреднамеренного педагогического воздействия и субъектов воспитания;
- проектирование профессиональной деятельности субъектов воспитания;
- проектирование учебно- воспитательной информации;
- составление плана решения педагогической задачи.
3й этап. Осуществление плана решения задачи на практике.
На данном этапе осуществляется:
- обучение воспитанников, сообщение им необходимой учебно- воспитательной информации, необходимой для стимулирования их деятельности;
- педагогическое руководство как система непосредственных воздействий на воспитанников, целесообразное управление их деятельностью;
- согласование своей деятельности с деятельностью других воспитателей;
- материально- техническое обеспечение учебно- воспитательного процесса.
4й этап. Анализ результатов решения.
Частные задачи этапа включают:
- анализ практических итогов деятельности объектов воспитания;
- изучение объектов воспитания и их деятельности в процессе педагогического воздействия и в результате его с целью определения факта достижения педагогической цели, а также диагностики нового состояния объектов воспитания;
- анализ способа достижения цели и его оценка на основе информации, полученной в результате решения предыдущих задач данного этапа;
- анализ субъектом воспитания своей деятельности в процессе решения задачи, обобщение опыта, постановка задач профессионального самообразования и самовоспитания.
Задания к занятию:
1. Какие знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях практикума, помогут вам в достижении цели данного занятия?
2. Как вы считаете, почему важно мысленно представлять себе то или иное педагогическое явление, ставить себя в положение воспитанника и воспитателя?
3. Существует взгляд, согласно которому квалифицированного педагога можно подготовить лишь при условии, если, обучаясь в вузе, студент « испытает свои силы» во всех или почти во всех видах и разновидностях педагогического труда. Выскажите собственную точку зрения по поводу данного утверждения.
4. Решение педагогических задач.