Анаксимен

 

Псевдо-Плутарх. Сроматы, 3: Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения… и, наоборот, разрежения воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон веку. 0н го­ворит, что в процессе «валяния» [из] воздуха первой возникла Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце — это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагре­лась.

Цицерон. Учения академиков, II, 37, 118 [после 12 А 13]: …Анаксимен [полагал, что источник происхождения всех вещей] — бесконечный [~ неопределенный] воздух, тогда как вещи, которые из него возникают, конечны [~ определенно-конкретны…], рождаются же [из него сначала] земля, вода и огонь, а затем из этих [элементов] все [остальное].

Августин. О граде Божием, VIII, 2: …[Анаксимандр] оставил в качестве ученика и преемника Анаксимена, который все причины вещей видел в бесконечном воздухе, но и богов не отрицал и не замалчивал; только он полагал, что не ими сотворен воздух, но сами они возникли из воздуха.

 

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989. С. 130-131.