Определение параметров закрылка

Поскольку между закрылками, рулями и элеронами существует конструктивное сходство, то процесс выбора пара­метров у них одинаков. Более того, в конструктивном отношении закрылки и дефлекторы выполняются преимущественно по одно- лонжеронной схеме, а это упрощает подход к их конструиро­ванию.

Однако на некоторые особенности конструкций закрылков следует обратить внимание.

Лонжероны, кроме типового нагружения, могут догружаться сосредоточенными силами от опор дефлекторов, приложенными непосредственно к поясам. В таких случаях опорные кронштейны дефлекторов стремятся разнести на некоторое расстояние по длине лонжерона, по крайней мере на дистанцию, равную шагу нервюр.

В случае малых размеров дефлекторов от лонжеронов отказываются вообще, компенсируя их усилением (утолщением) обшивки и уменьшением шага нервюр.

Обшивка во всех случаях в конструкции закрылков и дефлекто­ров играет очень важную роль, обеспечивая не только необходи­мую прочность, но и потребную жесткость. При определении ее толщины из условия работы на сдвиг от кручения величину кру­тящего момента можно определять по формуле:

Где q— распределенная нагрузка по размаху собственно закрылка или дефлектора соответственно; хс — координата центра жестко­сти закрылка или дефлектора; — координата центра давле­ния закрылка или дефлектора; z — расчетная погонная дли­на закрылка.

Центр масс для распространенных профилей закрылков одно- лонжеронной схемы (собственно закрылка или дефлектора) располагается примерно на 25 % хорды, для двухлонжеронных схем он смещается на 30 % хорды.

Положение центров давления отклоненных на 30 ... 35° за­крылков практически постоянно и находится на 38 ... 40 % хорды закрылка и на 50 % хорды дефлектора.

Погонная длина закрылка z берется равной половине наи­большего расстояния между опорами закрылка или секции дефлектора.

Обшивка толщиной менее 0,6 мм, так же, как и стенки нервюр и лонжеронов тоньше 0,8 мм, не применяется.

Выбор параметров обшивки полезно сопровождать коррек­тировкой параметров конструктивно-силовой схемы закрылка. В этом случае можно попытаться согласовать ряд требований — толщину и модуль упругости обшивки, шаг нервюр и величину допустимого эксплуатационного прогиба. Такое согласование параметров достигается, например, с помощью графиков, анало­гичных рис.6, представляющих изменение прогибов алюми­ниевой обшивки толщиной 0,8 или 1,2 мм в зависимости от удель­ного давления р и расстояния между нервюрами.

 

 

 

---------- - - - - -

Рис. 6

 

Наличие обшир­ных экспериментальных и статистических данных такого рода способствует существенному упрощению проектных разработок. Во всяком случае, даже ограниченное количество эксперименталь­ного материала позволило установить, что с точки зрения умень­шения деформаций обшивки выгоднее уменьшать расстояние между нервюрами, а не между стрингерами.