Определение параметров закрылка
Поскольку между закрылками, рулями и элеронами существует конструктивное сходство, то процесс выбора параметров у них одинаков. Более того, в конструктивном отношении закрылки и дефлекторы выполняются преимущественно по одно- лонжеронной схеме, а это упрощает подход к их конструированию.
Однако на некоторые особенности конструкций закрылков следует обратить внимание.
Лонжероны, кроме типового нагружения, могут догружаться сосредоточенными силами от опор дефлекторов, приложенными непосредственно к поясам. В таких случаях опорные кронштейны дефлекторов стремятся разнести на некоторое расстояние по длине лонжерона, по крайней мере на дистанцию, равную шагу нервюр.
В случае малых размеров дефлекторов от лонжеронов отказываются вообще, компенсируя их усилением (утолщением) обшивки и уменьшением шага нервюр.
Обшивка во всех случаях в конструкции закрылков и дефлекторов играет очень важную роль, обеспечивая не только необходимую прочность, но и потребную жесткость. При определении ее толщины из условия работы на сдвиг от кручения величину крутящего момента можно определять по формуле:
Где q— распределенная нагрузка по размаху собственно закрылка или дефлектора соответственно; хс — координата центра жесткости закрылка или дефлектора; — координата центра давления закрылка или дефлектора; z — расчетная погонная длина закрылка.
Центр масс для распространенных профилей закрылков одно- лонжеронной схемы (собственно закрылка или дефлектора) располагается примерно на 25 % хорды, для двухлонжеронных схем он смещается на 30 % хорды.
Положение центров давления отклоненных на 30 ... 35° закрылков практически постоянно и находится на 38 ... 40 % хорды закрылка и на 50 % хорды дефлектора.
Погонная длина закрылка z берется равной половине наибольшего расстояния между опорами закрылка или секции дефлектора.
Обшивка толщиной менее 0,6 мм, так же, как и стенки нервюр и лонжеронов тоньше 0,8 мм, не применяется.
Выбор параметров обшивки полезно сопровождать корректировкой параметров конструктивно-силовой схемы закрылка. В этом случае можно попытаться согласовать ряд требований — толщину и модуль упругости обшивки, шаг нервюр и величину допустимого эксплуатационного прогиба. Такое согласование параметров достигается, например, с помощью графиков, аналогичных рис.6, представляющих изменение прогибов алюминиевой обшивки толщиной 0,8 или 1,2 мм в зависимости от удельного давления р и расстояния между нервюрами.
---------- - - - - -
Рис. 6
Наличие обширных экспериментальных и статистических данных такого рода способствует существенному упрощению проектных разработок. Во всяком случае, даже ограниченное количество экспериментального материала позволило установить, что с точки зрения уменьшения деформаций обшивки выгоднее уменьшать расстояние между нервюрами, а не между стрингерами.