Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX в.

 

Модерн как последний "большой стиль" в искусстве. Тенденции нового стиля в Европе. Влияние японского искусства. Основные орнаментально-декоративные и изобразительные формы декоративного искусства модерна. Линейная природа орнамента модерна. Утверждение стиля "модерн" в России, его взаимоотношения с периодом историзма и эклектики. Западноевропейский вариант стиля в русском модерне.

 

Особенности формообразования в декоративно-прикладном искусстве модерна. Эксперименты с декоративными материалами, стремление к лаконизму формы и к выявлению эстетических свойств материала. Технические достижения в обработке материалов, машинное производство. Модерн в производстве стекла, фарфора, серебра, украшений, тканей. Сглаживание разрыва между уникальным и массовым, распространение модерна в бытовой культуре.

 

Роль архитектурно-декоративных, художественно-промышленных и кустарных выставок в развитии декоративно-прикладного искусства. «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля" в Москве, выставка "Современное искусство" в Петербурге.

 

Деятельность художников Абрамцевского кружка и художественные мастерские в Абрамцеве. Возрождение ремесла. Талашкино и деятельность княгини М.К.Тенишевой. Отношение к декоративному искусству в художественной среде. Работы В. Васнецова, Е. Поленовой, К. Коровина, А. Головина, С. Малютина, М. Врубеля. Роль архитекторов и художников в развитии декоративно-прикладного искусства. Символизм в декоративном искусстве модерна.

 

Национальное своеобразие модерна в России. «Неорусский» стиль в эпоху модерна и его влияние на развитие художественных промыслов. Деятельность Московского Кустарного музея. «Неорусский» стиль в интерьере и декоративно-прикладном искусстве.

 

Декоративное творчество художников "Мира искусства". Неоклассицизм и "усадебный стиль" в интерьере и декоративно-прикладном искусстве.

 

Интерьеры М. Врубеля, Ф.Шехтеля, И.Фомина, А.Головина, К.Коровина. Экспериментальные формы интерьеров модерна, их рационалистические особенности. Роль дерева в интерьере. Новые формы мебели, осветительной арматуры.

 

Художественная обработка металла. Новые технологии, удешевление процесса производства. Ювелирное искусство. Деятельность фирмы К. Фаберже и ее крупнейших мастеров в Петербурге и Москве.

 

Резьба по камню. Цветной камень в работах мастеров фирмы Фаберже. Работы мастеров Петергофской, Екатеринбургской фабрик, Колыванского завода.

 

Значение искусства керамики в модерне. Возрождение майолики, разработка рецептуры глазурей и новые декоративные приемы. Керамика М.Врубеля и А.Головина. Монументальные работы в керамике.

 

Фарфор. Стилистические и технологические изменения в художественном фарфоре. Копенгагенский стиль. Техника и приемы подглазурной росписи. Выпускники училища Штиглица на ИФЗ. Скульптура по моделям К.А.Сомова , В.А.Серова и др. Работа Е.Е.Лансере в качестве художественного руководителя завода. Влияние объединения "Мир искусства" на развитие фарфора.

 

Фарфоро-фаянсовые заводы М.С.Кузнецова. «Кузнецовский» фарфор и фаянс как явление модерна. Художественно-технические свойства массового фарфора.

 

Художественное стекло модерна. Распространение техники "галле" в цветном многослойном стекле. Отражение особенностей модерна в орнаментации и колорите, в сюжетах и мотивах. Освоение техники "галле" на Императорском стекольном заводе, на заводах Мальцовых в Гусь-Хрустальном и Дятькове. Техника «гильоше» в художественном стекле. Бесцветный граненый хрусталь и его связь с неоклассицизмом. Витраж модерна.

 

Текстиль. Типология орнамента модерна в рисунках тканей для одежды и интерьера. Формы и мотивы, колорит. Декоративные ткани и ковры модерна (рисунок, колорит, место в интерьере). Вышивка в костюме и интерьере.

 

Мода в женском костюме. Изменение силуэта, композиционные приемы, типы отделки, аксессуары.

 

Значение искусства модерна в России в XX в. Тенденции авангарда в художественной культуре 1910-х годов и их роль в декоративно-прикладном искусстве России.