Автотрансформаторы
Автотрансформаторомназывают такой трансформатор, у которого имеется электрическая и магнитная связь между первичной и вторичной обмотками. Как и обычные трансформаторы, они могут быть понижающими и повышающими, одно- и трехфазными. Схема автотрансформатора приведена на рисунке. 5.3. Режим холостого хода автотрансформатора ( ) ничем не отличается от соответствующего режима обычного трансформатора. Так как первичное напряжение равномерно распределяется между витками первичной обмотки, то вторичное напряжение
где — коэффициент трансформации автотрансформатора.
При коротком замыкании автотрансформатора из первичной сети течет ток а во вторичной цепи , - ток .
Если бы обмотки и были электрически разобщены то, пренебрегая намагничивающим током, можно записать
|
В автотрансформаторе ток течет только по части обмотки . По общей обмотке течет ток . Таким образом, в понижающем автотрансформаторе ток течет по общей части обмотки в направлении, обратном току и согласно с током .
Если сравнить параметры автотрансформатора при коротком замыкании с параметрами обычного трансформатора, то получим следующее: мощность потерь в меди трансформатора . В автотрансформаторе ток , течет по участку , активное сопротивление которого
.
Следовательно, .
Обмотка выполняет функцию вторичной обмотки с током , составляющим часть тока обычного трансформатора.
Таким образом, автотрансформатор можно рассматривать как обычный трансформатор с активными сопротивлениями первичной и вторичной обмоток. При этом мощность потерь
, (3.14)
В том же отношении изменяется и масса меди обмоток автотрансформатора. Индуктивное сопротивление автотрансформатора
, (3.15)
Следовательно, напряжение автотрансформатора при коротком замыкании
, (3.16)
Подводимая к автотрансформатору мощность передается во вторичную обмотку частично в форме электромагнитной мощности через обмотку , частично в форме электрической мощности через обмотку . Следовательно,
. (3.17)
Векторные диаграммы и схемы замещения автотрансформаторов не отличаются от векторных диаграмм и схем замещения обычных трансформаторов. Однако меньшим и соответствуют меньшее изменение напряжения автотрансформатора и больший КПД, чем у обычного трансформатора. Наиболее высок КПД автотрансформатора при = 1,25 – 2.
Недостатками автотрансформаторов являются большой ток короткого замыкания по сравнению с обычными трансформаторами при небольшом напряжении короткого замыкания и опасность попадания высокого напряжения в вторичную обмотку.
Маломощные автотрансформаторы применяют в схемах автоматики и связи, напряжение в которых изменяется в пределах ±10 – 50%. Автотрансформаторы со скользящим контактом типа ЛАТР (лабораторный автотрансформатор) используют в лабораторной практике, так как они дают возможность плавно регулировать напряжение вторичной цепи от 0 до 1,21U1.