Армирование железобетонных конструкции

Различают обычное и предварительно напряженное армирование. Обычное армирование, хотя и увеличивает несущую способность конструкций, имеет ограниченные возможности, обусловленные незначительной (0,1-0,15 мм/м) растяжимостью бетона: при минимальных нагрузках возникают трещины, увеличиваются прогибы, развивается коррозия стальной арматуры.

Предварительно напряженное армирование заключается в обжатии бетона натянутой арматурой. Для того чтобы изменить знак напряжения, действующего в бетоне предварительно напряженной конструкции, необходимо прежде всего нейтрализовать имеющееся обжатие. При этом следует иметь в виду, что возможная деформация бетона при сжатии в 20- 25 раз превышает предельное растяжение.

Важнейшими следствиями предварительного напряжения является повышение стойкости от трещин, экономия арматуры, обусловленная возможностью применения высокопрочной стали. При обычном армировании с повышением рабочего напряжения увеличивается и растяжение высокопрочной стальной арматуры по сравнению с обычной сталью, что приводит к появлению трещин в растянутой зоне железобетонного элемента и потере им несущей способности.

Благодаря предварительному напряжению оказалось возможным изготавливать конструкции (плиты, балки, фермы) для перекрытия больших пролетов (более 9 м), тонкостенные пространственные конструкции (оболочки двоякой кривизны, панели-оболочки размером на пролет 12, 18 и 24 м) зданий различного назначения,

производство труб большого диаметра для напорных водоводов, опор высоковольтных линий электропередачи и ряда других конструкций. Использование предварительно напряженного железобетона позволило значительно расширить область применения сборных конструкций при возведении плотин, шлюзов, зданий ГЭС и других сооружений.

Имеются два направления предварительного напряжения железобетона, применяемые в энергетическом строительстве: в конструкциях сооружений непосредственно на месте их возведения; в сборных конструкциях заводского изготовления.

На месте возведения применяют в основном гидравлический, гравитационный методы обжатия бетонных сооружений с анкеровкой их к основанию. Применительно, в частности, к плотинам на скальных основаниях.

Гравитационный заключается в прижатии сооружения к основанию натяжением пучковой или стержневой арматуры, заанкеренной в скальную породу.

При гидравлическом бетон подвергается предварительному напряжению плоскими гидравлическими домкратами, закладываемыми в специальные швы.

При производстве сборных железобетонных изделий предварительное напряжение может производиться до затвердевания бетона и после приобретения им определенной прочности.

Первый способ («натяжение на упоры») более распространен. Сущность его заключается в том, что уложенная в форму арматура закрепляется на упоре и натягивается. Освобождается от натяжения арматура после заполнения формы бетонной смесью и затвердевания бетона.

При втором способе («натяжение на бетон») арматура располагается в специально оставленном в бетоне канале и натягивается после его затвердевания. Необходимое сцепление натянутой арматуры с бетоном достигается с помощью инъецирования в каналы конструкции цементного раствора. Освобожденная от натяжения арматура стремится вернуться в первоначальное положение, сокращается и обжимает железобетонные элементы.

Натяжение арматуры осуществляют механическим, электротермическим, электротермомеханическим и химическим способами.

-Механическое натяжение арматуры производят гидродомкратами и другими устройствами;

-электротермическое основано на использовании линейного расширения арматуры при ее нагреве электрическим током

-химическое - на применении напрягающих цементов, имеющих высокую энергию расширения.

-При электротермомеханическом натяжении арматура натягивается механическим устройством и одновременно нагревается электрическим током.

Различают линейное и непрерывное напряженное армирование. При линейном армировании на место натяжения укладывают отдельные элементы в виде стержней, пучков, прядей, соединенных в определенном порядке, а при непрерывном - арматурный каркас получают наматыванием непрерывной проволочной нити на специальные упоры или на конструкцию.

Материал взят из:

 

1) Д. П. Айрапетов-Архитектурное материаловедение

2) Википедия