Воля у дошкольников.

Развитие воли связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят нормы общества. Но требования должны быть в пределах возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Пример: если ребенок начал играть, то требование резко, быстро, «сейчас же» закончить игру, ему не по силам. При этом требования должны быть связаны с собственной мотивацией человека (конечно, воля связана с преодолением препятствий, но ради чего эти препятствия надо преодолевать, ребенок должен знать – если только ради требований взрослых – этого мало, если для того, чтобы решить задачу – это хорошо). Волевых действий у трехлетних почти нет – они действуют по импульсу, у четырех-пятилетних они проявляются в умении добиваться поставленной цели. Пример: прокатывание мяча и машинка. Возможность удержать цель у дошкольника зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Кроме того, достижение цели зависит от успеха или неуспеха деятельности. Если деятельность успешна, то 4-5летки уже стараются довести дело до конца.

Средства развития воли:

1. Учить волевому поведению на разборе и проигрывании сказок и ситуаций. Соотносить действия с этическим эталоном. В основе соотнесения – эмоционально положительное отношение к самому себе («я-хороший» – это норма).

2. Сюжетно-ролевые игры. Направлять сюжетно-ролевую игру детей, в которой они обыгрывают взрослые нормы поведения.

3. Коллективные игры с правилами, например, «колдунчики», игра «сапожок», «тише-громче» и другие.

4. Поведение младших дошкольников неопределенно: он то поделился гостинцем со сверстниками, то отбирает у него понравившуюся игрушку. Это связано с тем, что еще нет иерархии, соподчинения мотивов. Постепенно общественные мотивы должны стать главными. Поэтому постепенно нужно учить детей делать что-либо не для себя, а для других.

5. Необходимо формировать у дошкольников умение управлять собственным телом – это также требует от детей произвольности.

6. Особенно важно, чтобы познавательные процессы, которые изначально носят непроизвольный характер, стали произвольными. Для этого взрослый должен передать ребенку средства, приемы, которые помогают быть внимательным, лучше запоминать, детально воспринимать, наблюдать, приемы, помогающие решать задачи, придумывать новое.