Психология личности

 

1. Актуализация – действие, состоящее в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении. Характеризуется различной степенью трудности или легкости — в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала (=> забывание; запоминание).

2. Аналитическая психология – одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг [2]. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности.

3. Антропогенез – Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане.

4. Архетип –термин психологии аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания.

5. Бессознательное– 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

6. Бихевиоризм –ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века, в основе которого лежит понимание поведения человека (и животных), как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных (речевых) и эмоцилнальных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Данное положение выражается их непосредственной связью по схеме "стимул - реакция". Основоположники бихевиоризма - Э. Торидайк и Д. Уотсон.

7. Вытеснение –(подавление; репрессия) — один из видов психологической защиты — процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр.

8. Генезис– это происхождение, исток, начало формирования какого-либо явления, объекта или теории. Словом "генезис" (от греческого "genesis" - происхождение, бытие) также обозначают зарождение и процессы становления культур и цивилизаций.

9. Генотип –генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная от родителей.

10. Гуманистическая психология –направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.

11. Замещение –процесс и результат замены вытесненного влечения или представления некоей иной тенденцией или символом; механизм защитный, имеющий различные формы проявления.

12. Идентификация –важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр.

13. Идентичность –(идентичность Я) — согласно Э. Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

14. Идиографический метод –(от греч. ϊδιος- особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и γραφώ — пишу) — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого.

15. Индивид –человек, как единичное существо, представитель вида hominis sapientis.

16. Индивидуальная психология –одна из трёх основных психологических наук, наряду с общей психологией и социальной психологией. Предметом индивидуальной психологии являются психические явления, свойственные индивиду.

17. Индивидуальность –совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с точки зрения его уникальности и неповторимости.

18. Интериоризация –процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой).

19. Интроверсия –Обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему.

20. Комплекс неполноценности– Неосознаное и сильно преувеличенное ощущение собственной малозначимости или неполноценности, которое проявляется в оборонном или какой-то компенсирующем это ощущение поведении (например, в агрессии).

21. Личность –индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

22. Моделирование –исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства системы-оригинала.

23. Мотивация –ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели.

24. Направленность личности –это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.)

25. Номотетический метод – (от греч. законодательное искусство) — способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон.

26. Оперантное обусловливание –используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается общий теоретический. подход, который использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и чел.

27. Персонализм – [лат. persona — личность] (в психологии) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию.

28. Подкрепление – Любой стимул, который следует за поведением и повышает вероятность его дальнейшего появления. Позитивное подкрепление связано с получением приятного стимула. Негативное подкрепление усиливает поведение тем, что устраняет неприятный, аверсивный стимул.

29. Проекция – (бросание вперед). Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов др. людям.

30. Психоанализ– метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX - в начале ХХ веков; внимание акцентируется на изучении бессознательных психических процессов и мотиваций. Как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений у человека рассматривается вытеснение из его сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) т травмирующих переживаний. В основу психотерапии положен анализ вытесненных комплексов с помощью толкования сновидений, свободных ассоциаций и т.п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область нравственных установок и социальных норм).

31. Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

32. Рационализация – придание деятельности более совершенного вида, улучшения на основе изучения ее механизмов и способов выполнения.

33. Регресс – (от лат. обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

34. Рефлексия – (от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся.

35. Самоактуализация – процесс полного разворачивания личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая просто его внутреннюю природу.

36. Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека внешняя направленность , либо на самого субъекта это и есть Самосознание – тело, поведение, потребности, чувства, характер,

37. Социализация – процесс усвоения индивидом соц. опыта, системы соц. связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

38. Сублимация – (от лат. возносить) — один из механизмов психологической защиты (по 3.Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для индивида и общества.

39. Субъект – это сознательно преследующий собственные цели, самосознающий деятель, осуществляющий некоторую деятельность индивид, соц. группа , т. е. активное начало в процессе деятельности практической, эстетической, познавательной и т. п.

40. Субъектность – свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого.

41. Темперамент – качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Учение о четырёх основных типах темперамента восходит к Гиппократу и Галену. Теория зависимости темперамента от конституционного типа телосложения предложена Э. Кречмером и У. Шелдоном. И.П. Павлов разработал концепцию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (его зависимости от типа нервной системы).

42. Транзактный анализ – представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп.

43. Универсальность

44. Фактор развития – система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность воспитывающих и обучающих людей, методы и средства обучения и воспитания, и многое пр.

45. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

46. Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

47. Чувство неполноценности – ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбим.

48. Эго-состояние

49. Экстраверсия – комплексное свойство комплекс черт личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным соц. контактам коммуникабельность, общительность, разговорчивость , ориентация не на внутренний, а на внешний мир.

50. Эпигенез – учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца.

51. Я-концепция – устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит отношения и взаимодействия с другими людьми, субъектами социальных отношений и политики, а также свои самооценку и самосознание.