Круги, нарисованные на левой и правой досках

 

Мальчик внимательно начал разглядывать рисунки на обеих досках.

 

«Ну, Саша, – думал я про себя,- помоги мне! Сейчас ты можешь сделать гораздо больше для своих одноклассников, чем я! Сейчас ты наилучший учитель для них!»

 

Я встал посередине класса и в полной тишине начал говорить детям вполголоса:

 

- Дети, смотрите, как он сосредоточился!.. Видите, он пока ничего не говорит… Не дает сразу волю своему языку, чтобы не ошибиться!

 

Саша подходит к левой доске и пальцем пересчитывает круги. А я шепчу детям:

 

- Видите, как он проверяет себя!

 

И мысленно обращаюсь к Саше: «Не ошибись, Саша, только не сейчас! Нам с тобой очень нужно продемонстрировать всем ребятам, как важно, как необходимо человеку думать и как приятно смотреть на думающего человека!Нам нужно, мальчик, всем классом победить Пиаже! Знаешь, что я читал в одной научной статье? Какой-то ученый развивал мысль, что шестилеток нельзя водить в школу, потому что они, мол, не могут преодолеть феномены Пиаже! Видишь? Конечно, Саша, это не страшно! Шестилетки нашей страны не сегодня-завтра пойдут в школу учиться! Но обидно, когда о них говорят как о неспособных преодолеть эти феномены!»

 

- На этой доске, – говорит мальчик, указывая на доску, где круги нарисованы один в другом, – кругов больше, 6 кругов, а на той, – указывает на другую доску, – меньше, 5 кругов!

 

Некоторые дети заспорили с Сашей. «Нет, – считали они, – ну и что же, что там шесть, а там – пять кругов? Все же на правой доске их больше, потому что ими заполнена вся доска. А здесь, видишь, сколько свободного места!»

 

Но Саша отстаивал свое и нашел в классе единомышленников. «Какая разница, – говорили они, – разбросаны круги или находятся вместе? Шесть всегда будет больше пяти!»…

 

Так было несколько дней назад. Сегодня я возвращаюсь к «феноменам».

 

- Поднимите головы! Смотрите и думайте!

 

Но дети только взглянули на рисунок, и сразу же многие подняли руки.

 

- Дети, посмотрите на Илико, как он думает! Видите: он не спешит с ответом! Может быть, вы тоже сначала подумаете?

Все опускают руки, оглядываются на Илико, который сосредоточенно смотрит на доску, что-то шепчет про себя и двигает указательным пальцем – пересчитывает квадраты.

 

Минута размышления… Дети опять поднимают руки. Наклоняюсь то к одному, то к другому. Уже шесть или восемь ребятишек шепнули мне, что в группе А больше квадратов, чем в группе В. «Нет, – шепчу я каждому, – ответ неправильный!» Но вот Эка мне нашептывает, что в группе А девять квадратов, а в группе В – десять.

 

- Эка порадовала меня! – говорю я всем. – Спасибо, Эка!- и жму девочке руку.

 

Ника, Ираклий, Нато, Ия, Гия, Магда отвечают неправильно. «Сосчитайте, пожалуйста, сколько квадратов в каждой группе!»- советую я им. Но Гиге, Сандро, Tee, Майе, Нии, Тенго – каждому в отдельности – я сказал вслух «Спасибо!» и пожал руку.

 

Да, я говорю детям «Спасибо!», жму им руки, видя, как они думают, находят интересные решения, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Я говорю ребенку «Спасибо!»,если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится моим помощником в своем же воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления, и я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, свое дружеское отношение к нему.

 

…Итак, что же получается? Значит, мои ребятишки могут преодолеть эти пресловутые феномены Пиаже? Да, видимо, опыт, обучение могут ускорить этот процесс.

 

- Давайте сосчитаем, сколько квадратов в группе А! предлагаю я детям.

 

Сосчитали коллективно. Их 9, эту цифру я пишу под рисунком.

 

Сосчитали квадраты и в группе В. Там 10. Пишу цифру под другим рисунком.

 

- Где же больше квадратов?

 

- Конечно, в группе В, – уверяет меня почти весь класс, даже те дети, которые только что шептали мне совсем другое. Но почему же тогда некоторым показалось, что в группе А квадратов больше?

 

Любопытно, что скажет Магда – почему она ошиблась?

 

- Квадраты тут разбросаны по всей доске, и потому я подумала, что их здесь больше, чем в группе В.

 

Ираклий (тоже шептавший мне совсем иное). Не надо смотреть, как они разбросаны, надо сосчитать и так сравнить. Надо думать!

 

- Верно, всегда надо думать. Я вижу, вам нравятся такие задачи?

 

- Очень!

 

- Тогда, кто хочет, пусть подойдет ко мне после уроков, и я дам каждому пакетик с такими задачами!

Захотели получить пакет все. Они два раза брали домой такие заданиями вот уже несколько дней упрашивают меня снова дать им пакетики. В течение всего года я еще много раз буду давать им разные задания в пакетах, каждый раз уточняя: «Кто хочет!», «Если хотите!». Буду предлагать выбирать пакеты со сложными или легкими заданиями. Через день-другой они вернут мне пакетики с решенными задачами, я вместе с ребенком проверю содержимое каждого пакета в свободное от уроков время, а затем положу эти листки с выполненными заданиями в их личные дела, которые я уже завел.