С. Л. Рубинштейн

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенден­ций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет.

Считается, что именно С.Л.Рубинштейн ввел в отечественную психологию термин «направленность личности».

«Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [3, 519].

«Направленность личности выра­жается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносто­ронней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из кото­рых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием».

«Динамические тенденции выступают как стремления, когда намечается не только ис­ходный, но и конечный их пункт».

Направленность, по С.Л.Рубинштейну, включает два тесно между собой связанных момента:

а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее оп­ределенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах».