Русский космизм. Новый гуманизм. Идеология «золотого миллиарда». Ноосферогенез.

В истории отечественной философской мысли одной из малоизученных страниц является такой своеобразный феномен, как русский космизм, идеи и гуманистический пафос которого представляет интерес и для современных исследователей.

Русский космизм возникает в середине ХIХ в., и в нём можно выделить три направления: естественнонаучное, религиозно-философское и художественное. Первое представлено такими учёными, как Н.А. Умов, В.И. Вернадский, И.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский. Религиозно-философское течение русского космизма развивал Н. Ф. Фёдоров, а художественное направление связано с именами В. А. Левшина, С. П. Дьячкова, В. Ф. Одоевского. При всём своеобразии этих течений их пронизывает идея единого, целостного мира.

В философских воззрениях русского космизма центральное место занимает принцип антропокосмизма, в котором отражена идея восстановления естественной связи человека и природы. Эта связь была утрачена, когда человек рассматривался в качестве центра Вселенной, что нашло отражение в антропо- и геоцентризме, оправдывающих одиночное существование человека. Антропоцентризм в основе своей индивидуалистичен. Отделив себя от природы, люди смотрят на неё со стороны сознания и видят в ней лишь объект.

В русском космизме отражается новое понимание места человека в мире, когда природа не рассматривается в качестве объекта, а человек осознает ответственность за собственное поведение в мире. Русские космисты привлекли внимание к тем проблемам, которые в настоящее время получили название глобальных.

Решение этих проблем целиком зависит от человека и его нравственности. Надо изменить нравственные установки стороннего наблюдателя космоса и отказаться от беззаботного отношения человека к природе. Эта идея высказывалась еще до русских космистов немецкими естествоиспытателями. Но если для последних человек уже часть природы, то для В.И. Вернадского он ещё должен стать её частью. Человек, уже являясь частью природы, не стремится стать этой частью, что и порождает разлад отношений с природой, экологические проблемы. Эта идея нравственной оценки и ответственности человека за его вмешательство в природные процессы представляется весьма актуальной с точки зрения современной экологической ситуации.

Привлекает внимание и идея объединения людей для восстановления нарушенных связей человечества с природой. По отношению к природе люди предстают как некое единое целое независимо от их социально-экономических и идеологических расхождений.

Значительное место в русском космизме принадлежит проблеме связи естественного и искусственного в деятельности человека. Весь мир разделён как бы на две части: искусственный, созданный людьми, и естественный, который действует в соответствии со своей сущностью, своей собственной природой. С этим пониманием искусственного в русском космизме формируется представление о цивилизации. Цивилизация – это способ, который нарушает, останавливает естественный ход вещей. Поэтому радикальные изменения цивилизации должны быть связаны с восстановлением естественного хода как её важнейшего принципа. Люди должны считаться с естественными связями существующего мира, логикой его развития. Космос требует экологического, нравственного отношения. Тема космизма, его мотивы обнаруживаются и в истории русской (так называемой профессиональной) философии, в частности у В. С. Соловьёва, В. В. Розанова, Н. Н. Страхова. В. Соловьёв настойчиво проводит мысль о возникновении нового качества общности человечества, идею увеличивающейся взаимозависимости народов. Единство человечества, его исторической и земной судьбы получило выражение в идее всеединства, как процесса собирания вселенной, её развития и совершенствования. Это объективно вело к переосмыслению взаимодействия общества и природы. Не отрицая неизбежности наступления периода покорения природы, В. Соловьёв в то же время подчёркивает необходимость преодоления этого этапа и перехода на более высокий уровень взаимосвязи человечества и окружающей среды, гармонизации их отношений.

Идеи русского космизма послужили основой возникновения в XX веке сравнительно новой области знания – экофилософии, предметом которой являются универсальные закономерности взаимодействия общества и природы (Д. Лавлок, Пьер Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Никита Николаевич Моисеев, Аурелио Печчеи и другие).