АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики (свобода предпринимательства и свобода конкуренции).

ž Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

ž – предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;

ž – разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;

ž – исключение условий для возникновения дефицита в экономике;

ž – проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;

ž – принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение (определяется доля компании в общих продажах на рынке или совокупная доля, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

ž 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

ž 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

ž 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

ž 8) создание дискриминационных условий;

ž 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

ž 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.