Проверка трансформации с респондентом

- понять, что для человека это значит и выразить в его словах, чтобы дать новую перспективу в понимании.

- Понять, что для него означало названное, если ничего – отбросить

- Говорить «для меня это значило бы..», « Если бы я оказался в такой ситуации, то я бы почувствовал…»

- Можно попросить дать определение слова, понятия, уточнить. Рекомендуется составить смысловой словарик для респондента.(Значение слова «любовь» для всех людей одинаковое, но смысл в контексте отдельной жизни – разный).

Представление результатов:этот шаг не нужен респонденту, он представляет интерес только для исследователя феномена.

А) переписывание. После феноменологического анализа можно обнаружить, что респондент несколько раз говорил об одном и том же, но по-разному (респонденту кажется, что его каждый раз недостаточно поняли). В резюме повторения устраняются и формулируются короче.

Б) дается описание феномена переживания с использованием психологических интерпретаций переживаемого, уточненных с респондентом (данные правой колонки): «Переживание конфликта – это…».

В) дается описание субфеномена, собственно того, что обнаружено в процессе осознавания психологического смысла переживания. «Конфликт – это…».

Педагогическая поддержка на основе феноменологического подхода заключается в следующих положениях:

1.Педагогическая поддержка осуществляется на основе самодиагностики в условиях феноменологического интервью. Большое значение придается событиям, проявлениям, случаям с точки зрения того, как они переживаются участниками педагогического диалога. Сам диалог рассматривается как уникальное совместное бытие, потенциал для самораскрытия и саморазвития субъектов педагогического общения. Важным в феноменологическом интервью является совместное изучение отношения к событиям реального мира, происходит ценностный обмен опытом переживания. Развитие учащегося происходит в пространстве развития отношений с педагогом, т. о сопереживание развивает всех субъектов данных отношений.

2.Педагогическая поддержка встраивается в педагогический процесс и реализуется вместе с самоанализом в ситуации ценностного общения учащегося и учителя. Собственно самоанализ и самокоррекция, в условиях ценностных отношений с педагогом, и является содержанием педагогической поддержки, так как интерес к темам субъектности, роли самоопределения и выбора, диалектике дисциплины и свободы в контексте образования человека, поиске целей и смысла образования в обществе в целом и в конкретной человеческой жизни становится центральной задачей открытого образования. Эта позиция не снижает значимости образования, указывая на его место в человеческой жизни или в жизни общества, конкретизирует источники ценностей образования и самообразования.

3. В феноменологическом подходе, учащийся рассматривается как существо становящееся, постоянно появляющееся, изменяющееся, что исключает мертвые схемы «идеального учащегося» и «идеального учителя», а рассматривает двух участников педагогического процесса как живых субъектов своего развития, осуществляющих его через ошибки и их осмысление;

4. Отказ от рассмотрения идеальных моделей «учитель» и «ученик», интерес к уникальности человеческого переживания и опыта, открытость к феноменологии человеческого контакта усиливает внимание к эмоциональной сфере личности, понимание значения характера переживаемого для образования. Иными словами, с точки зрения феноменологии, ценность личностного переживания становится источником личностного роста и усиления субъектности в образовательном процессе.

Таким образом, педагогическая поддержка в феноменологической проекции – это взгляд на образовательный процесс индивида с новых позиций, предполагающих поддержку самопроцессов студента в открытом динамическом социо-культурном пространстве развивающихся отношений.