Концепции современного образования
Проя вле-ния | Характеристика | Последствия |
Субъектность | Признание за человеком прав на: уникальность (индивидуальную неповторимость); внутреннюю свободу (выбор); активность (самостоятельную и созидательную деятельность); духовность(уважение, понимание, творчество, осознанность, развитие) | Учет интересов субъектов образовательной деятельности. Приоритет технологий индивидуализированного, дифференцированного и проблемного обучения. Развитие социально значимых качеств (самостоятельность, инициативность, ответственность, вера в себя, творчество). Развитие психологических, валеологических, социально-педагогических служб. Расширение образования по выбору. Ориентация на удовлетворение образовательных потребностей |
Диалогичность | Ориентация на субъект-субъектные отношения (отношения по горизонтали) в виде диалога как наиболее гуманного способа отношений между участниками образовательной деятельности | Приоритет технологии проблемного обучения и коллективной мыслительной деятельности. Развитие коммуникативных способностей (слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, учет особенностей собеседника). Создание здоровьесберегающей среды (снятие напряжения, отрицательных эмоций, давления). Интенсивное усвоения большого объема информации через ее понимание, а не запоминание |
Экзистенциальность | Построение образовательного процесса с учетом целостности природы человека: не только на основе интеллектуальных возможностей, но и на основе образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций, чувств и прочих проявлений правого полушария мозга | Восстановление прав «правополу-шарных» учащихся. Обеспечение целостности человеческой природы. Возрастание значимости душевного и духовного развития обучаемых. Положительное влияние на здоровье учащихся. Равноправие учебных предметов. Доминанта не на запоминание, а на понимание информации |
Интегрированность | Целостность образовательного процесса, которая основывается на комплексном подходе к преподаванию учебных предметов | Целостность мировосприятия обучаемых. Положительное влияние на здоровье. Конкурентоспособность образования |
Развивающая направленность | Меняется отношение педагога к учебным ЗУ Нам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается применением развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач | Приоритет технологий личностно-ориентированного и проблемного обучения. Усиление практической, жизненной направленности образования, его духовно-прагматической ориентации (развитие + полезность для жизни) |
Фундаментальность подготовки пед. кадров | Многоуровневая подготовка: концептуально-методологическая (разработка собственной концепции преподавания предмета); технологическая (владение «высокими» наукоемкими педагогическими, информационными, управленческими технологиями); методическая (творчество самого учителя в средствах и приемах обучения и воспитания) | Приоритет творчества в педагогической деятельности. Возрастание потребности в мыслящих педагогах. Уход от слепого копирования чужого опыта |
Фундаментальность образования | Богатство смыслов в содержании учебных предметов и воспитательных мероприятий: научность (опора в преподавании на классические и новейшие научные достижения); философско-культурологический смысл (связь учебного предмета и воспитательных мероприятий с философией, психологией, историей культуры, т.е. развитие мировоззрения, нравственности) | Конкурентоспособность образования. Повышение мотивации к учению. Преодоление скептического отношения к духовности |
Таким образом, современная парадигма образования понимается нами как система, построенная с учетом ценностей нового века: субъектности, диалогичности, экзистенциальности, развивающей направленности, интегрированности, фундаментальности.
Для полноты диалектического анализа необходимо указать ограничения, которые тормозят, создают трудно преодолеваемые препятствия для реализации проявлений современной парадигмы образования. К наиболее серьезным ограничениям следует отнести прежде всего стереотипы педагогического сознания: силу привычки, объектное отношение к учащимся, поверхностное понимание диалога, развития, интеграции, недооценка образного мышления. Другим мощным ограничением является устаревшая система базового и дополнительного педагогического образования. Значительную роль играет также страх перед преобразованиями, переменами, современными технологиями. Отсюда следует, что переход на. новую парадигму образования будет непростым и относительно длительным, поскольку изменение сознания происходит не вдруг и не сразу, для этого нужно знание того, как это делать, время и терпение.
Рассмотрим три ведущих принципа современной парадигмы образования: гуманизацию, гуманитаризацию и информатизацию. Хотя об этих принципах в педагогической литературе написано немало, мы представляем еще один взгляд на их сущность, место и значение. Данные принципы интерпретируются нами с позиций комплексного подхода: в философском, педагогическом, психологическом и управленческом аспектах.
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования относятся к глобальным проблемам современности, особенно они актуальны и важны для современного российского образования. Это весьма непростые процессы, но именно они определяют истинный смысл, сущность и цель современной парадигмы образования.
1.Гуманизацию рассматриваем как процесс, для которого характерен субъектный тип отношений (отношение к себе и другому не как к объекту, а как к субъекту). Гуманизация как позитивный процесс требует объективного наблюдения и осмысления в рамках образовательной деятельности, при проведении аттестации, экспертизы, в конкурсных мероприятиях.
С точки зрения современной экзистенциальной философии отношение к человеку как к субъекту предполагает признание его прав на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность.
Уникальность - это ценностное отношение к каждому человеку как к неповторимому, единственному в своем роде феномену бытия. Это есть ничто иное, как признание права человека быть особенным, непохожим на других, права не быть как все. Уникальность предполагает усиление индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингента учащихся и построенных с учетом их особенностей и способностей.
Активность означает фактическое признание человека (внутренне и внешне) инициативным, деятельным, самостоятельным в своих поступках существом. Активность предполагает ориентацию на технологии проблемного обучения, коллективной мыслительной деятельности, самоуправления.
Внутренняя свобода предполагает признание исконного права человека - права выбора. Для ученика - это может быть выбор образовательного учреждения, образовательной программы, педагога, точки зрения, варианта решения учебной задачи. Отметим, что право ученика делать выбор менее всего реализуется существующей российской школой. Для учителя - это может быть выбор концепции и стратегии преподавания, технологии и методики обучения и воспитания. В этом направлении уже происходят определенные положительные изменения, о чем свидетельствует опыт наших экспериментальных площадок.
Духовность понимается нами как образ жизни человека, основанный на высших ценностях - любви, уважении, понимании, развитии, творчестве. Духовность не совместима с любым проявлением насилия, будь то крик, оскорбление, унижение, наказание, интрига, манипуляция. Поэтому современная парадигма образования ориентирована на педагогику и психологию ненасилия. Духовность - это ориентация человека на постоянное, непрерывное развитие себя как личности и индивидуальности. Поэтому главная направленность современного образования - это развитие (развитие социально-значимых качеств и способностей) через обучение (учебный предмет как средство развития) и воспитание. Духовность - это ориентация человека на осмысленную, осознанную жизнь, работу, учебу. Поэтому современное образование немыслимо без диалоговой и рефлексивной технологий, которые являются средствами осознанности любой деятельности, в том числе учебной, педагогической, управленческой.
Особо важно подчеркнуть, что отношение к человеку как к субъекту, несомненно, способствует созданию здоровьесберегающей среды. Никакие валеологические службы не в состоянии радикально улучшить ситуацию со здоровьем детей, если не будет реальной гуманизации образования, т.е. изменения отношений в педагогической среде - от объектных к субъектным.
Таким образом, гуманизация реализуется через первое проявление современной парадигмы образования - субъектность.
2. Гуманитаризация в философском понимании предполагает изменение смыслового центра мира. Гуманитаризация образования рассматривается как изменение смысла образования. На философско-дидактическом уровне гуманитаризация образования требует выявления в любом учебном материале (литературном, историческом, физическом, химическом, математическом, физкультурном и Т.д.) общечеловеческих ценностей и личностных смыслов, т.е. ориентации на человеческий вектор в содержании изучаемого материала. Иначе говоря, происходит переакцентировка содержания образования, в результате чего обучаемый не просто усваивает предметное знание, а осваивает мир культуры (как гуманитарной, так и естественнонаучной).
Процесс гуманитаризации касается, прежде всего изменения содержательного аспекта учебной, педагогической и управленческой деятельности в плане его очеловечивания (наполнения гуманными смыслами). У обучаемого изменяется характер познавательной деятельности: акцентируется не запоминание, а понимание и переживание смыслов содержания учебного материала. У педагога изменяется способ преподавания: уменьшается доля примитивной информационной составляющей знания и актуализируется развивающая направленность и проблемно-диалоговый метод обучения. У руководителей изменяются характер и способ управления: от волюнта ристского, авторитарного, некомпетентного, затратного с точки зрения организации процесса и получения конечного результата к объективному, компетентному, диалоговому, эффективному.
Гуманитаризация образования реализуется через следующие проявления современной парадигмы образования: развивающую направленность, диалогичность, экзистенциальность, интегрированность и фундаментальность.
Главная цель образования – развитие человека. Новое тысячелетие, новый век требуют качественного изменения содержания образования, которое должно соответствовать концепции «нового гуманизма». Заметим, что философы называют XXI век веком «неогуманизма». Особенность названной концепции заключается в том, что она направлена «не на удовлетворение потребностей (жизнь показала, что стремление наиболее полно удовлетворить потребности человека рано или поздно становится иллюзией), а на развитие возможностей и способностей человеческой личности»,- подчеркивал великий гуманист XX в. Д. Печчеи. И здесь первостепенную роль должно сыграть образование. Американский психолог А. Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества. А.А. Леонтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы - целостное развитие личности школьника и подготовка личности к дальнейшему развитию за стенами школы.
Обратимся к рассмотрению ключевых понятий: «развитие» и «личностные качества».
Развитие личностных качеств учащихся рассматривается нами как ведущая педагогическая деятельность. В условиях школы она связана с раскрытием и совершенствованием личностных качеств учащихся при помощи учебных предметов.
Личностные качества в нашем понимании представляют собой систему социально-значимых, жизненно важных качеств, без которой человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях.
Многоуровневая классификация личностных качеств, которой соответствует ценностная направленность учебных предметов и построена дедуктивным способом - от общих качеств к конкретным - и представляет собой открытую для корректировки систему.
Первый уровень классификации составляют три области развития: физическая, когнитивная и психосоциальная.
Второй уровень конкретизирует каждую из названных областей развития на составляющие. Физическая областьразвития включает собственно физические и психофизические качества; когнитивная областьразвития - мышление, речь, эффективное внимание, осознанную память, каналы восприятия, психосоциальная областьразвития - эмоционально-чувственные качества, поведение, общение, творчество.
Третий уровень детализирует конкретные личностные качества. Заметим, что количество проявлений личностных качеств может быть очень большим, поэтому, не претендуя на полноту их охвата, мы выделяем только основные качества.
К собственно физическим качествам можно отнести физическую силу, гибкость и стройность тела. К психофизическим качествам относятся здоровье, выносливость, ловкость, пространственную ориентацию, координацию, мелкую моторику.
С точки зрения развития мышления важно обратить внимание на типы мышления - логическое и образное - и такие характеристики мышления, как: самостоятельность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), самокритичность, системность, реалистичность.
К речевым качествам можно отнести правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность речи.
Эффективное внимание подразумевает развитие интеграции произвольного (волевого) внимания с постпроизвольным (внимание, основанное на интересе).
Каналы восприятия включают визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (ощущений).
Осознанная памятьпредставляет собой вид памяти, ориентированный на понимание, а не на механическое запоминание информации. Осознанная память отличается от нейронной (клеточной) памяти тем, что объем ее безграничен.
К эмоционально-чувственным качествам можно отнести следующие проявления: этические (чувство любви, долга, достоинства, чести, патриотизма, совесть, эмпатию), эстетические (чувство прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные (любознательность, чувство юмора).
Развитие поведения предполагает активность, волю (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, вежливость, ответственность, пунктуальность.
Общение как система коммуникативных качеств включает умение слушать и слышать, терпимость, тактичность, адресность, открытость, искренность.
К творческим качествам можно отнести исследовательские, художественные (изобразительные, поэтические, артистические и др.), технические качества. Для того чтобы личностные качества развивать на уроке, учитель должен превратить учебный предмет и урок в средство развития при помощи специальных образовательных технологий.
Диалогичность как признак гуманитаризации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог - это не форма деятельности (фронтальный опрос, работа в парах), а способ отношений, который позволяет быть услышанным, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение информации. Диалог - это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. Диалог как способ отношений разнообразен и своих проявлениях: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик -внутреннее Я, ученик - учебное пространство, ученик - учебный материал и т.д. Диалог - это многоаспектное общение (вербальное и невербальное, интеллектуальное, эмоциональное, кинестетическое и т.д.).
Ценность интегрированности образования обычно не подвергается сомнению. Поскольку целостен мир, в котором мы живем, и сами мы целостны от природы, то должно быть целостным и наше образование.
Интегрированностьможно осуществлять разными способами: отбором проблем и аргументов, требующих выхода в разные сферы знаний; использованием учебного материала из родственных учебных предметов; использованием информации из разных сфер жизнедеятельности, помимо учебной; а также разработкой интегрированных курсов, например, курсов естествознания, человековедения, культурологии, языкознания, словесности и т.д.
Экзистенциальностъ образования предполагает развитие «правополушарных» качеств: образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций, чувств. Названные качества обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного материала целостным. К сожалению, пока этим редко кто занимается серьезно и глубоко, поскольку традиционное образование приучило педагога активизировать главным образом левое полушарие, поэтому «правополушарные» дети оказываются в школе, как правило, неуспешными. Хотя именно сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, происходят существенные изменения человечества как вида: отмечается сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария. По некоторым оценкам, у 80% детей школьного возраста доминирует правое полушарие, что крайне важно и необходимо учитывать при организации образованного процесса. Кроме того, игнорирование «правополушарных» качеств непосредственно связано с ростом бездуховности - дефицитомлюбви, уважения, понимания, добра, красоты. Важно подчеркнуть, что акцент только на развитие интеллекта приводит к следующему: ум становится блестящим как алмаз, но при этом холодим, жестким и жестоким.
Фундаментальность означает естественное сочетание методологии, технологии и методики преподавания учебного предмета. Сегодня преобладает методический подход, который упрощает, обедняет, примитивизирует богатство смыслов содержания учебного материала. Осуществляя фундаментальность образования, учитель, что крайне важно, постигает глубинные смыслы предмета деятельности, задаваясь следующими вопросами:
- что я преподаю? (предмет как мир культуры или как дисциплину учебного плана?),
- как я преподаю? (какие педагогические технологии и методические приемы использую на уроке?),
- зачем я преподаю? (какой личностный смысл имеет предмет для учащихся и в каких жизненных ситуациях учащиеся смогут использовать полученные на занятиях предметные знания?).
Такое видение преподавания требует от педагога философского, культурологического, психологического, научно осмысления своего предмета. К сожалению, такой подход не прививается при получении как базового, так и дополнительного педагогического образования.
Фундаментальность должна проявляться на каждом занятии, в результате чего у обучаемых появляется осмысленное и осознанное отношение к учебе: не просто запоминание и воспроизведение ради получения оценки, зачета, а размышление, исследование, понимание.
Информатизация образования представляет собой процесс внесения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки представления информации в разнообразном виде.
Творческие задания: 1.Выделите в тексте лекции ключевые термины, отражающие сущность лекции.
2. Составьте, используя ключевые термины опорный конспект.
3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.
4. Дополните в словаре терминов содержание понятий пять ключевых терминов из разных публикаций, источников.
Рефлексия: Оцените свои новообразования: для меня лично этот материал….