Концепции современного образования

 

Проя вле-ния Характеристика Последствия
Субъектность Признание за че­ловеком прав на: уникальность (ин­дивидуальную непо­вторимость); внутреннюю сво­боду (выбор); активность (само­стоятельную и сози­дательную деятель­ность); духовность(ува­жение, понимание, творчество, осознан­ность, развитие) Учет интересов субъектов образова­тельной деятельности. Приоритет технологий индивидуали­зированного, дифференцированного и проблемного обучения. Развитие социально значимых ка­честв (самостоятельность, инициатив­ность, ответственность, вера в себя, творчество). Развитие психологических, валеологических, социально-педагогических служб. Расширение образования по выбору. Ориентация на удовлетворение об­разовательных потребностей
Диалогичность Ориентация на субъект-субъектные отношения (отноше­ния по горизонтали) в виде диалога как наи­более гуманного спо­соба отношений меж­ду участниками обра­зовательной деятель­ности Приоритет технологии проблемного обучения и коллективной мыслительной деятельности. Развитие коммуникативных способ­ностей (слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, учет особенно­стей собеседника). Создание здоровьесберегающей сре­ды (снятие напряжения, отрицательных эмоций, давления). Интенсивное усвоения большого объема информации через ее понимание, а не запоминание
Экзистенциальность Построение об­разовательного про­цесса с учетом цело­стности природы че­ловека: не только на основе интеллекту­альных возможно­стей, но и на основе образного мышления, интуиции, творческо­го воображения, эмо­ций, чувств и прочих проявлений правого полушария мозга Восстановление прав «правополу-шарных» учащихся. Обеспечение целостности человече­ской природы. Возрастание значимости душевного и духовного развития обучаемых. Положительное влияние на здоровье учащихся. Равноправие учебных предметов. Доминанта не на запоминание, а на понимание информации
Интегрированность Целостность об­разовательного про­цесса, которая осно­вывается на ком­плексном подходе к преподаванию учеб­ных предметов Целостность мировосприятия обу­чаемых. Положительное влияние на здоровье. Конкурентоспособность образования
Развивающая направленность Меняется отно­шение педагога к учебным ЗУ Нам: они становятся не самоце­лью обучения, а сред­ством развития соци­ально-значимых ка­честв (мыслительных, речевых, эмоциональ­но-чувственных, по­веденческих, комму­никативных, физиче­ских, творческих). Это достигается при­менением развиваю­щих педагогических технологий и подбо­ром учебных задач Приоритет технологий личностно-ориентированного и проблемного обуче­ния. Усиление практической, жизненной направленности образования, его духов­но-прагматической ориентации (развитие + полезность для жизни)
Фундаментальность подготовки пед. кадров Многоуровневая подготовка: концептуально-методологическая (разработка собст­венной концепции преподавания пред­мета); технологическая (владение «высоки­ми» наукоемкими педагогическими, информационными, управленческими технологиями); методическая (творчество самого учителя в средствах и приемах обучения и воспитания) Приоритет творчества в педагогиче­ской деятельности. Возрастание потребности в мысля­щих педагогах. Уход от слепого копирования чужо­го опыта
Фундаментальность образования Богатство смы­слов в содержании учебных предметов и воспитательных ме­роприятий: научность (опо­ра в преподавании на классические и но­вейшие научные дос­тижения); философско-культурологический смысл (связь учебно­го предмета и воспи­тательных мероприя­тий с философией, психологией, истори­ей культуры, т.е. раз­витие мировоззрения, нравственности) Конкурентоспособность образова­ния. Повышение мотивации к учению. Преодоление скептического отно­шения к духовности  

 

Таким образом, современная парадигма образования понимает­ся нами как система, построенная с учетом ценностей нового века: субъектности, диалогичности, экзистенциальности, развивающей направленности, интегрированности, фундаментальности.

Для полноты диалектического анализа необходимо указать ог­раничения, которые тормозят, создают трудно преодолеваемые пре­пятствия для реализации проявлений современной парадигмы обра­зования. К наиболее серьезным ограничениям следует отнести пре­жде всего стереотипы педагогического сознания: силу привычки, объектное отношение к учащимся, поверхностное понимание диа­лога, развития, интеграции, недооценка образного мышления. Дру­гим мощным ограничением является устаревшая система базового и дополнительного педагогического образования. Значительную роль играет также страх перед преобразованиями, переменами, совре­менными технологиями. Отсюда следует, что переход на. новую па­радигму образования будет непростым и относительно длительным, поскольку изменение сознания происходит не вдруг и не сразу, для этого нужно знание того, как это делать, время и терпение.

Рассмотрим три ведущих принципа со­временной парадигмы образования: гуманизацию, гуманитаризацию и информатизацию. Хотя об этих принципах в педагогической лите­ратуре написано немало, мы представляем еще один взгляд на их сущность, место и значение. Данные принципы интерпретируются нами с позиций комплексного подхода: в философском, педагогиче­ском, психологическом и управленческом аспектах.

Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования относятся к глобальным проблемам современности, особенно они актуальны и важны для современного российского образования. Это весьма непростые процессы, но именно они определяют истинный смысл, сущность и цель современной парадигмы образования.

1.Гуманизацию рассматриваем как процесс, для которого ха­рактерен субъектный тип отношений (отношение к себе и другому не как к объекту, а как к субъекту). Гуманиза­ция как позитивный процесс требует объективного наблюдения и осмысления в рамках образовательной деятельности, при проведении аттестации, экспертизы, в конкурс­ных мероприятиях.

С точки зрения современной экзистенциальной философии от­ношение к человеку как к субъекту предполагает признание его прав на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духов­ность.

Уникальность - это ценностное отношение к каждому челове­ку как к неповторимому, единственному в своем роде феномену бы­тия. Это есть ничто иное, как признание права человека быть осо­бенным, непохожим на других, права не быть как все. Уникальность предполагает усиление индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориенти­рованных на различные контингента учащихся и построенных с учетом их особенностей и способностей.

Активность означает фактическое признание человека (внут­ренне и внешне) инициативным, деятельным, самостоятельным в своих поступках существом. Активность предполагает ориентацию на технологии проблемного обучения, коллективной мыслительной деятельности, самоуправления.

Внутренняя свобода предполагает признание исконного права человека - права выбора. Для ученика - это может быть выбор об­разовательного учреждения, образовательной программы, педагога, точки зрения, варианта решения учебной задачи. Отметим, что пра­во ученика делать выбор менее всего реализуется существующей российской школой. Для учителя - это может быть выбор концеп­ции и стратегии преподавания, технологии и методики обучения и воспитания. В этом направлении уже происходят определенные по­ложительные изменения, о чем свидетельствует опыт наших экспе­риментальных площадок.

Духовность понимается нами как образ жизни человека, осно­ванный на высших ценностях - любви, уважении, понимании, раз­витии, творчестве. Духовность не совместима с любым проявлением насилия, будь то крик, оскорбление, унижение, наказание, интрига, манипуляция. Поэтому современная парадигма образования ориен­тирована на педагогику и психологию ненасилия. Духовность - это ориентация человека на постоянное, непрерывное развитие себя как личности и индивидуальности. Поэтому главная направленность современного образования - это развитие (развитие социально-значимых качеств и способностей) через обучение (учебный пред­мет как средство развития) и воспитание. Духовность - это ориентация человека на осмысленную, осознанную жизнь, работу, учебу. Поэтому современное образование немыслимо без диалоговой и рефлексивной технологий, которые являются средствами осознан­ности любой деятельности, в том числе учебной, педагогической, управленческой.

Особо важно подчеркнуть, что отношение к человеку как к субъекту, несомненно, способствует созданию здоровьесберегающей среды. Никакие валеологические службы не в состоянии ради­кально улучшить ситуацию со здоровьем детей, если не будет ре­альной гуманизации образования, т.е. изменения отношений в педагогической среде - от объектных к субъектным.

Таким образом, гуманизация реализуется через первое прояв­ление современной парадигмы образования - субъектность.

2. Гуманитаризация в философском понимании предполагает из­менение смыслового центра мира. Гуманитаризация образования рассматривается как изменение смысла образования. На философско-дидактическом уровне гуманитаризация образования требует выявления в любом учебном материале (литературном, историче­ском, физическом, химическом, математическом, физкультурном и Т.д.) общечеловеческих ценностей и личностных смыслов, т.е. ори­ентации на человеческий вектор в содержании изучаемого материа­ла. Иначе говоря, происходит переакцентировка содержания обра­зования, в результате чего обучаемый не просто усваивает предмет­ное знание, а осваивает мир культуры (как гуманитарной, так и ес­тественнонаучной).

Процесс гуманитаризации касается, прежде всего изменения со­держательного аспекта учебной, педагогической и управленческой деятельности в плане его очеловечивания (наполнения гуман­ными смыслами). У обучаемого изменяется характер познаватель­ной деятельности: акцентируется не запоминание, а понимание и пе­реживание смыслов содержания учебного материала. У педагога из­меняется способ преподавания: уменьшается доля примитивной ин­формационной составляющей знания и актуализируется развивающая направленность и проблемно-диалоговый метод обучения. У руководителей изменяются характер и способ управления: от волюнта ристского, авторитарного, некомпетентного, затратного с точки зрения организации процесса и получения конечного результата к объективному, компетентному, диалоговому, эффективному.

Гуманитаризация образования реализуется через следующие проявления современной парадигмы образо­вания: развивающую направленность, диалогичность, экзистенциальность, интегрированность и фундаментальность.

Главная цель образования – развитие человека. Новое тысячелетие, новый век требуют качествен­ного изменения содержания образования, которое должно соответ­ствовать концепции «нового гуманизма». Заметим, что философы называют XXI век веком «неогуманизма». Особенность названной концепции заключается в том, что она направлена «не на удовле­творение потребностей (жизнь показала, что стремление наиболее полно удовлетворить потребности человека рано или поздно стано­вится иллюзией), а на развитие возможностей и способностей человеческой личности»,- подчеркивал великий гуманист XX в. Д. Печчеи. И здесь первостепенную роль должно сыграть образова­ние. Американский психолог А. Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества. А.А. Ле­онтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы - целостное развитие личности школьника и подготовка личности к дальнейше­му развитию за стенами школы.

Обратимся к рассмотрению ключевых понятий: «развитие» и «личностные качества».

Развитие личностных качеств учащихся рассматрива­ется нами как ведущая педагогическая деятельность. В условиях школы она связана с раскрытием и совершенствованием личност­ных качеств учащихся при помощи учебных предметов.

Личностные качества в нашем понимании представляют собой систему социально-значимых, жизненно важных качеств, без которой человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях.

Многоуровневая классификация личностных качеств, которой соответствует ценностная направленность учебных предметов и построена дедуктивным способом - от общих качеств к конкретным - и представляет собой открытую для корректировки систему.

Первый уровень классификации составля­ют три области развития: физическая, когнитивная и психосоциальная.

Второй уровень конкретизирует каждую из названных об­ластей развития на составляющие. Физическая областьразвития включает собственно физические и психофизические качества; ког­нитивная областьразвития - мышление, речь, эффективное внимание, осознанную память, каналы восприятия, психосоциальная областьразвития - эмоционально-чувственные качества, поведе­ние, общение, творчество.

Третий уровень детализирует конкретные личностные качества. Заметим, что количество проявлений личностных качеств может быть очень большим, поэтому, не претендуя на полноту их охвата, мы выделяем только основные качества.

К собственно физическим качествам можно отнести физиче­скую силу, гибкость и стройность тела. К психофизическим качествам относятся здоровье, выносливость, ловкость, пространственную ориентацию, координацию, мелкую моторику.

С точки зрения развития мышления важно обратить внимание на типы мышления - логическое и образное - и такие характеристики мышления, как: самостоятельность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), самокритичность, системность, реалистичность.

К речевым качествам можно отнести правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность речи.

Эффективное внимание подразумевает развитие интеграции произвольного (волевого) внимания с постпроизвольным (внимание, основанное на интересе).

Каналы восприятия включают визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (ощущений).

Осознанная памятьпредставляет собой вид памяти, ориенти­рованный на понимание, а не на механическое запоминание информации. Осознанная память отличается от нейронной (клеточной) памяти тем, что объем ее безграничен.

К эмоционально-чувственным качествам можно отнести следующие проявления: этические (чувство любви, долга, достоинства, чести, патриотизма, совесть, эмпатию), эстетические (чувст­во прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные (любозна­тельность, чувство юмора).

Развитие поведения предполагает активность, волю (целеуст­ремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), организованность, вежливость, ответственность, пунктуальность.

Общение как система коммуникативных качеств включает уме­ние слушать и слышать, терпимость, тактичность, адресность, открытость, искренность.

К творческим качествам можно отнести исследовательские, художественные (изобразительные, поэтические, артистические и др.), технические качества. Для того чтобы личностные качества развивать на уроке, учи­тель должен превратить учебный предмет и урок в средство разви­тия при помощи специальных образовательных технологий.

Диалогичность как признак гуманитаризации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск исти­ны. Диалог - это не форма деятельности (фронтальный опрос, работа в парах), а способ отношений, который позволяет быть услышан­ным, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение информации. Диалог - это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важ­нейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопере­живание, сотворчество. Диалог как способ отношений разнообразен и своих проявлениях: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик -внутреннее Я, ученик - учебное пространство, ученик - учебный материал и т.д. Диалог - это многоаспектное общение (вербальное и невербальное, интеллектуальное, эмоциональное, кинестетическое и т.д.).

Ценность интегрированности образования обычно не подвер­гается сомнению. Поскольку целостен мир, в котором мы живем, и сами мы целостны от природы, то должно быть целостным и наше образование.

Интегрированностьможно осуществлять разными способами: отбором проблем и аргументов, требующих выхода в разные сферы знаний; использованием учебного материала из родственных учеб­ных предметов; использованием информации из разных сфер жиз­недеятельности, помимо учебной; а также разработкой инте­грированных курсов, например, курсов естествознания, человекове­дения, культурологии, языкознания, словесности и т.д.

Экзистенциальностъ образования предполагает развитие «правополушарных» качеств: образного мышления, интуиции, творче­ского воображения, эмоций, чувств. Названные качества обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного мате­риала целостным. К сожалению, пока этим редко кто занимается серьезно и глубоко, поскольку традиционное образование приучи­ло педагога активизировать главным образом левое полушарие, по­этому «правополушарные» дети оказываются в школе, как правило, неуспешными. Хотя именно сегодня, на рубеже веков и тысячеле­тий, происходят существенные изменения человечества как вида: отмечается сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария. По некоторым оценкам, у 80% детей школьного возраста доминирует правое полушарие, что крайне важно и необходимо учитывать при организации образова­нного процесса. Кроме того, игнорирование «правополушарных» качеств непосредственно связано с ростом бездуховности - дефицитомлюбви, уважения, понимания, добра, красоты. Важно подчеркнуть, что акцент только на развитие интеллекта приводит к следующему: ум становится блестящим как алмаз, но при этом холод­им, жестким и жестоким.

Фундаментальность означает естественное сочетание методологии, технологии и методики преподавания учебного предмета. Сегодня преобладает методический подход, который упрощает, обедняет, примитивизирует богатство смыслов содержания учебного материала. Осуществляя фундаментальность образования, учитель, что крайне важно, постигает глубинные смыслы предмета деятельности, задаваясь следующими вопросами:

- что я преподаю? (предмет как мир культуры или как дисциплину учебного плана?),

- как я преподаю? (какие педагогические технологии и методические приемы использую на уроке?),

- зачем я преподаю? (какой личност­ный смысл имеет предмет для учащихся и в каких жизненных ситуациях учащиеся смогут использовать полученные на занятиях предметные знания?).

Такое видение преподавания требует от педагога философского, культурологического, психологического, науч­но осмысления своего предмета. К сожалению, такой подход не прививается при получении как базового, так и дополнительного педагогического образования.

Фундаментальность должна проявляться на каждом занятии, в результате чего у обучаемых появляется осмысленное и осознанное отношение к учебе: не просто запоминание и воспроизведение ради получения оценки, зачета, а размышление, исследование, понимание.

Информатизация образования представляет собой процесс вне­сения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки представления информации в разнообразном виде.

Творческие задания: 1.Выделите в тексте лекции ключевые термины, отражающие сущность лекции.

2. Составьте, используя ключевые термины опорный конспект.

3. Составьте тесты контроля усвоения лекции.

4. Дополните в словаре терминов содержание понятий пять ключевых терминов из разных публикаций, источников.

Рефлексия: Оцените свои новообразования: для меня лично этот материал….