Управленческие роли в организации по Г. Минцбергу

 

Американский ученый Генри Минцберг[1] в своей работе «Природа управленческой деятельности» 1973 г., касаясь деятельности менеджеров, утверждал, что каждый руководитель играет в процессе управления собственную роль соответственно занимаемой им должности, причем под ролью понимается набор правил и процедур поведения, последовательность их выполнения руководителем. Минцберг сформулировал 10 ролей руководителя, которые в совокупности охватывают все функции управления, выполняемые менеджерами (таблица 2)

Таблица 2

Управленческие роли по Г. Минцбергу

 

Роль Описание Характер деятельности
А. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ
Председатель, Главный Руководитель   Символ, глава фирмы. Церемониал, действия, обязываемые положением, рассмотрение ходатайств.
Лидер Отвечает за мотивацию действий, активизацию подчиненных, набор и подготовку работников, реализацию решений. Все управленческие действия с участием подчиненных.
Посредник, связующее звено Обеспечение контактов, работы информационных служб и систем. Переписка, совещания, работа с высшими организациями, физическими лицами.
Б. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ
Приемник информации, аналитик Сбор различной информации, рациональное ее использование. Это нервный центр организации   Обработка почты, анализ информации, информационные контакты
Распространитель информации, информатор Передает внешнюю информацию начальству, коллегам, подчиненным Рассылка почты, составление информационных сообщений, вербальные контакты
Представитель Передает внутреннюю информацию фирмы внешним источникам – конкурентам, акционерам, клиентам, властям Подготовка финансового отчета, ознакомление с новыми проектами, участие во внешних заседаниях
В. РОЛИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ
Предприниматель Деятельность, связанная с инновациями, новыми продуктами, услугами, рынками, новой системой управления Вкладывает собственные средства, средства фирмы, принимая на себя личный риск
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировку действий или планов при возникновении серьезных изменений или угрозе существованию фирмы Обсуждает стратегические и текущие вопросы управления, решает проблемы, разрабатывает и реализует кризисные планы
Распределитель ресурсов Отвечает за распределение всех видов ресурсов: трудовых, материальных, технических, научных и других. Одобряет все значимые решения Формирование бюджета, составление планов работы подчиненных, графиков реализации проектов
Ведущий переговоры Отвечает за все ведущиеся переговоры: как внутренние (с профсоюзом), так и внешние (с клиентами) Участие в переговорах, заключение сделок, улаживание конфликтов

 

Выделяя роли менеджеров, Генри Минцберг имел в виду процесс управления предприятием в целом. Между тем должностные обязанности менеджеров в практике управления предполагают их специализацию на конкретных ролях и функциях в зависимости от статуса, занимаемой должности, масштабов и специфики деятельности фирмы. В этом плане можно говорить о неоднородности управленческого персонала вообще и корпуса менеджеров в частности. Минцберг отметил особый характер работы менеджеров: они часто переходят от одного объекта к другому, от устранения одного кризиса к устранению другого и поэтому не могут сконцентрироваться в течение продолжительного времени на какой-то задаче без того, чтобы в это время не звонил телефон или в их дверь не постучал коллега.

В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В табл. 2. представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Например, заведующий секцией магазина «Сиро» каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.


[1] Mintzberg, Henry, The Nature of Managerial Work, Prentice Hall, New Jersey, 1973.