Управленческие роли в организации по Г. Минцбергу
Американский ученый Генри Минцберг[1] в своей работе «Природа управленческой деятельности» 1973 г., касаясь деятельности менеджеров, утверждал, что каждый руководитель играет в процессе управления собственную роль соответственно занимаемой им должности, причем под ролью понимается набор правил и процедур поведения, последовательность их выполнения руководителем. Минцберг сформулировал 10 ролей руководителя, которые в совокупности охватывают все функции управления, выполняемые менеджерами (таблица 2)
Таблица 2
Управленческие роли по Г. Минцбергу
Роль | Описание | Характер деятельности |
А. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ | ||
Председатель, Главный Руководитель | Символ, глава фирмы. | Церемониал, действия, обязываемые положением, рассмотрение ходатайств. |
Лидер | Отвечает за мотивацию действий, активизацию подчиненных, набор и подготовку работников, реализацию решений. | Все управленческие действия с участием подчиненных. |
Посредник, связующее звено | Обеспечение контактов, работы информационных служб и систем. | Переписка, совещания, работа с высшими организациями, физическими лицами. |
Б. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ | ||
Приемник информации, аналитик | Сбор различной информации, рациональное ее использование. Это нервный центр организации | Обработка почты, анализ информации, информационные контакты |
Распространитель информации, информатор | Передает внешнюю информацию начальству, коллегам, подчиненным | Рассылка почты, составление информационных сообщений, вербальные контакты |
Представитель | Передает внутреннюю информацию фирмы внешним источникам – конкурентам, акционерам, клиентам, властям | Подготовка финансового отчета, ознакомление с новыми проектами, участие во внешних заседаниях |
В. РОЛИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ | ||
Предприниматель | Деятельность, связанная с инновациями, новыми продуктами, услугами, рынками, новой системой управления | Вкладывает собственные средства, средства фирмы, принимая на себя личный риск |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировку действий или планов при возникновении серьезных изменений или угрозе существованию фирмы | Обсуждает стратегические и текущие вопросы управления, решает проблемы, разрабатывает и реализует кризисные планы |
Распределитель ресурсов | Отвечает за распределение всех видов ресурсов: трудовых, материальных, технических, научных и других. Одобряет все значимые решения | Формирование бюджета, составление планов работы подчиненных, графиков реализации проектов |
Ведущий переговоры | Отвечает за все ведущиеся переговоры: как внутренние (с профсоюзом), так и внешние (с клиентами) | Участие в переговорах, заключение сделок, улаживание конфликтов |
Выделяя роли менеджеров, Генри Минцберг имел в виду процесс управления предприятием в целом. Между тем должностные обязанности менеджеров в практике управления предполагают их специализацию на конкретных ролях и функциях в зависимости от статуса, занимаемой должности, масштабов и специфики деятельности фирмы. В этом плане можно говорить о неоднородности управленческого персонала вообще и корпуса менеджеров в частности. Минцберг отметил особый характер работы менеджеров: они часто переходят от одного объекта к другому, от устранения одного кризиса к устранению другого и поэтому не могут сконцентрироваться в течение продолжительного времени на какой-то задаче без того, чтобы в это время не звонил телефон или в их дверь не постучал коллега.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В табл. 2. представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
Например, заведующий секцией магазина «Сиро» каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.
[1] Mintzberg, Henry, The Nature of Managerial Work, Prentice Hall, New Jersey, 1973.