Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы. Соответственно этому существуют три основных вида смыслов: 1. знания (то, что дается познанием), 2. ценности (то, что устанавливается с помощью оценки), 3. регулятивы (то, чем регулируют действия).

Знание – это информация о свойствах объекта. В каждую эпоху имеются знания, считавшиеся несомненными истинными и позднее оказавшиеся заблуждениями (н-р, языческие верования). Есть знания, которые в одних к-рах признаются истинными, а в других ложными. Средоточием их является наука.

Ценность (ценностный смысл) – это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности.

Ценность не может быть присуща объекту самому по себе, вне зависимости от человека. Для человека, ничего не знающего о ценности объекта, этот объект не представляет никакой ценности. Чтобы объект обладал ценностью, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств (н-р, воздух необходим человеку, он без него не может существовать, но если он не сознает этого, то они для него ценности не имеют). Ценность связана со знанием, но не сводится к нему: знание лишь констатирует свойства объекта. Обычно ценности разделяют на материальные и духовные.

Регулятив(регулятивный смысл) – это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в к-ре регулятивы определяют принятые в данной к-ре нормы поведения и деятельности, т.е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие – нет.

Действия животных подчиняются природным законам, от которых оно не может отступить, то действия человека, кроме этого, регулируются еще нормами и правилами, которые он сам для себя устанавливает (н-р, нормы и правила игры, этикета, дорожного движения и пр.). Он может по собственному желанию действовать «по правилам» или «против правил», но приняв их, он сам накладывает на себя какие-то обязанности и ограничения. Животное ведет себя «естественно», а человек искусственно ограничивает себя, но в результате этого создает условия для развития деятельности. Введение определенных норм, которые регулируют действия людей, - это специфическая черта человеческого образа жизни, закрепляемая в к-ре.