Непрерывность и преемственность образования

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы будем понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад – начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятиеединой системы целей и содержания образованияна всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения.

Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир.

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие: 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский). 2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский). 3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев). 4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец). 5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).

Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема), то, во всяком случае, к деятельности учения.

Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: “Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи.

Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими “школьных” технологий (пусть даже “развивающих”) с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей”. (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)

В современной педагогической психологии продолжают дискутироваться конкретные пути и технологии предшкольного образования. Наша позиция во многом близка позиции авторов известной программы “Развитие” (под рук. Л.А. Венгера).

Мы выделяем четыре линии развития дошкольника, определяющие внутреннюю готовность его к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования.

Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня невозможно решить без опоры на принцип минимакса. Необходимо определить нижнюю границу, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум обязан усвоить, и предложить верхнюю границу, или верхний уровень – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику. Именно с этой позиции написаны все пособия, обеспечивающие предшкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100».

Только при опоре на принцип минимакса дошкольное и начальное образование станет действительно адаптивным, “школой для всех”. Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития.

6. Образовательная среда

Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной cpeды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое.

Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от того, какими были их сверстники 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д..

В этом контексте особенно важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития): потребности в безопасности; потребности в усвоении этических норм и правил; потребностей в любви и признании, общественном одобрении; потребности в труде, значимой деятельности; потребности в самопознании, познавательной потребности и пр.

7. Педагог предшкольного образования

Никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления: существует опасение, что дошкольные педагоги возьмут на себя функции учителя 1-го класса, учителя начальных классов работу со старшими дошкольниками превратят в имитацию учебного процесса, а кроме того и те, и другие будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы. Следует учитывать также тот факт, что во многих педагогических учебных заведениях до сих пор сознательно или бессознательно студентов воспитывают и образовывают в парадигме манипулятивной, унифицирующей, авторитарной педагогики.

Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются следующие:

А. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

Б. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

В. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

 

8. Роль родителей в предшкольном образовании детей

В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка.

Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:

– разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;

– пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;

- помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).