Довженко Александр Петрович
12 сентября 1894, село Сосницы, Черниговская губерния, Украина — 25 ноября 1956, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 3
Сценарист, режиссер, актер.
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»). В 1957 Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
Окончил Глуховский учительский институт (1914). Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917). В 1920-1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-1926 — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» в Харькове. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В 1949-1951 и 1955-1956 — преподаватель ВГИКа. Драма взаимоотношений человека с природой — вот определяющий мотив его творчества. Жизнь народа и жизнь природы связаны и взаимообусловлены. Ритмы социальной и естественной жизни неизменно соотнесены — отсюда и возникает последняя в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского 20-х годов. Отсюда — и пафос его кинематографа. Все это в полной мере сказалось уже в первой авторской работе Довженко в кинематографе, куда он пришел из живописи (которой учился в Мюнхене), — кинопоэме «Звенигора» (1928). Однако полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).
С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующей картине Довженко «Арсенал», посвященной революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 года против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль.
Наивысший в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало — вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко.