Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса

Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. Систематически новаторские идеи Горбачева были изложены им в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», вышедшей осенью 1987 г. Отправной точкой «нового мышления» был тезис о невозможности

ядерной войны, ибо она приведет к гибели всего человечества. По сравнению с этой угрозой, по мнению Горбачева, отходил на второй план раскол мира на две противоположные общественнополитические системы — капиталистическую и социалистическую. Отсюда следовало

признание современного мира единым, взаимосвязанным и выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.). Баланс сил двух систем в таком контексте представлялся менее значимым. Как заметил Горбачев позже,

«мелочную военную бухгалтерию пора было заменять широким политическим подходом».

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство

«общеевропейского дома».

Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э. А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев.

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советскоамериканских встреч на высшем уровне. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривавший полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Он положил начало повороту от гонки вооружений к разору жению.Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимали два из трех препят ствий, которые, по мнению руководства КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами (советские войска в Монголии, Афганистане и вьетнамские войска в Кампучии).1989 год стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества.Страны СЭВ получали от СССР поставки на сумму, в 4—5 раз большую, чем стоимость их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР такую поддержку союзников невозможной. СССР предложил перейти на торговлю по среднемировым ценам и расчеты в конвертируемой валюте. Сокращение экономической «под питки» и пример перестройки в СССР на фоне сохранения

прежних порядков в странах содружества похоронили авторитет правящих партий социалистических стран.Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти.

2—3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М. С. Горбачева и президента США Дж. Бушастаршего.М. С. Горбачев признал, что советские войска в Восточной Европе не желанные гости, фактически согласившись на вывод войск. В итоге встречи стороны заявили о пре

кращении «холодной войны».30 августа в Берлине был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. 12 сентября 1990 г. в Москве представителями шести стран (СССР, США, Великобрита

нии, Франции, ГДР и ФРГ) был подписан Договор обокончательном урегулировании в отношении Германии.

1 апреля 1991 г. перестала существовать военнаяОрганизация Варшавского договора. 1 июля 1991 г. (в день завершения вывода советских войск из Венгрии и Чехословакии) в Праге был подписан «Протокол о пре кращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г.» (Варшавского дого вора). «Пояс безопасности», созданный вокруг западныхграниц СССР после Великой Отечественной войны, перестал существовать. С денонсацией Варшавского договора утратил свой смысл ДОВСЕ, устанавливавший предельную численность вооружений для военных блоков.

Кувейтский кризис показал, как велики открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности советскоамериканского сотрудничества в разрешении региональных конфликтов. Вместе с тем наибольшую выгоду из событий извлекли США.Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989—1991 гг. заставило руководителей страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция,Италия, Япония). В 1990—1991 гг. они оказали СССР

«гуманитарную помощь» (продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием). Значительная часть «гуманитарной помощи» оказывалась в кредит, т.е. помощью в полном смысле слова не являлась. Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение СССР. Они все больше

склонялись к поддержке отдельных республик СССР.Многочисленные уступки, сделанные М.С. Горбачевым в расчете на получение финансовоэкономической поддержки и на установление атмосферы доверия в отношениях, остались без ответа. Западные лидеры ограничивались устными

заверениями и обещаниями, которые не носили характера межгосударственных обязательств. Впоследствии многие из данных М.С. Горбачеву обещаний не были выполнены.Негативную для СССР роль сыграло и то обстоятель ство, что Горбачев, Шеварднадзе и ряд близких к ним деятелей были склонны рассматривать западных партнеров как своих политических союзников в борьбе с противни ками перестройки внутри СССР. Прагматичные западные политики охотно использовали риторику о поддержке демократизации советского общества для получения новых уступок от СССР.