Эволюция диалектики

В данном разделе курсовой работы важно будет выявить, каково современной содержание понятия «диалектика». Сохранило ли оно тот смысл, которым наделяли его древние ? искусство вести спор?

Диалектика родилась под небом Аттики в Древней Греции и получила свое название от греческого глагола «разговаривать». Термин диалектика означал искусство вести беседу, эффективный спор. Его впервые применил Сократ, обозначая им метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Беседы или диалоги Сократа, известные по свидетельствам его ученика Платона, строились в форме вопросов и ответов. В начале беседы Сократ притворялся незнающим и просил просветить его. Однако затем при помощи последовательно задаваемых вопросов он приводит собеседника к пониманию того, что тот ничего не знает. Этот метод получил также название метод «сократической иронии». Вслед за своим учителем Сократом Платон также понимал диалектику как диалог, как логические операции мышления, операции расчленения и связывания понятий. Поэтому диалектику иногда называют тайной двойного. Древние очень высоко ценили диалектику как искусство, ведущее к истинному определению понятий. Диалектика входила в так называемый триумвират, который включал в себя еще и логику, и риторику. Все эти три дисциплины рассматривались как весьма близкие к искусству и требовали постоянных усилий для овладения ими. Средневековая диалектика видела в борьбе божественного и дьявольского начал принцип динамики всего сущего.

В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие. Однако сам Гегель оказался в парадоксальной ситуации. Доказав универсальность диалектического принципа - принципа развития, раскрыв его всеобщий механизм и источник - возникновение и борьбу противоположностей, он вместе с тем отрицал развитие в природе. У Гегеля природа не развивается, а лишь разнообразится.

Тем временем идея развития прочно утвердилась в естествознании. Открытия клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума.

Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. И если десятки специальных наук изучают многочисленные процессы возникновения и разрушения от химических соединений до организмов и государств, и ни одна из них не может ответить на вопрос о характере изменений и развития универсума в целом, то диалектика имеет своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление. Диалектика понимается как учение «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от односторонностей виде». Центральной проблемой диалектики является проблема развития.

Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса.

Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с n количеством элементов к структуре с n + 1 или n - 1 элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:

- переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности - так называемое одноплоскостное развитие,

- переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности - регрессивное развитие,

- переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности в прогрессивное развитие.

Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождением от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом - это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.

В отличие от движения как изменения вообще развитие должно быть понято как самодвижение, т.е. как такой процесс, источники которого были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает с результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.