Методы неслучайного отбора

При большой генеральной совокупности, при отсутствии полного списка ее элементов используют неслучайные методы формирования выборки. В данном случае не представляется возможным определить вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. Неслучайные методы отбора получили широкое распространение в практике социологических исследований. Это объясняется трудностями, которые неизбежно возникают при строгом соблюдении требований вероятностного отбора. Главная трудность — отсутствие необходимой информации о генеральной совокупности, невозможность сформировать основу выборки.

Неслучайные выборки получили название эмпирических, потому что, хотя они строятся подобно вероятностным, строгого математического обоснования репрезентативности, основанного на теоретических положениях математической статистики, не имеют.

Рассмотрим основные методы неслучайного отбора

При квотном отборе выборка формируется, как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности на основе квот (пропорций) распределения значимых признаков. Квотная выборка формируется на основе статистических сведений (преимущественно социально-демографического характера) об элементах генеральной совокупности.

Принцип реализации квотного отбора таков: определяются квоты (пропорции соотношения) признаков по генеральной совокупности, которые необходимо соблюсти при отборе единиц в выборку. Таким образом, соотношение признаков, свойственное генеральной совокупности, будет соблюдено в выборочной совокупности. При этом выборка, будучи мини-моделью генеральной совокупности, будет иметь ту же структуру и по остальным признакам.

К числу основных признаков квотирования относят: географические (место проживания), биологические (пол, возраст) и социальные (образование, семейное положение, сфера занятости, доход, профессия и т.д.). Практика показывает, что все они оказывают влияние на ответы людей.

Квотирование осуществляют по двум-трем признакам. На практике число квотируемых признаков, как правило, не превышает четырех. Учитываются, прежде всего те признаки, информация о которых имеется в Государственном комитете по статистике Российской Федерации[3]. Чаще всего используют квотирование по полу и возрасту. Как правило, в России данные о доходах не являются основаниями для квотирования, т. к. неразвита культура их декларирования и отсутствует надежная статистика.

Метод «снежного кома» (или «цепь») используется при изучении «редких» и труднодоступных совокупностей (тогда, когда сведений о генеральной совокупности нет вообще — ни списков, ни адресов; либо непросто выйти на контакт с представителями генеральной совокупности, например: с представителями социального дна или элиты). Идея метода такова: первоначально определенная исследователем группа единиц (или отдельная единица), подлежащих изучению, становится источником информации о других таких членах предполагаемой генеральной совокупности. Далее выборка разрастается в объеме подобно снежному кому.

При стихийном отборе (другое название этого метода — «метод первого встречного») выборка формируется произвольно и часто независимо от самого исследователя. В качестве примера для такого отбора можно привести ситуацию относительно опросов, проводимых через средства массовой информации. В этом случае участие в исследовании связано исключительно с личным желанием потенциального респондента, а исследователь практически не может повлиять на ее формирование. Т. е. в выборочную совокупность попадут те люди, которые сами пожелают принять участие в исследовании (пришлют письма с ответами на вопросы анкеты, позвонят по телефону в исследовательский центр и т. п.). В некоторых случаях исследователь в точности не имеет представления о составе генеральной совокупности (например, никому доподлинно неизвестно, какова по социально-демографическому составу читательская аудитория какого-либо печатного издания), что можно отметить в качестве существенного недостатка выборочного исследования.

Стихийная выборка на первый взгляд очень похожа на случайную. Тем не менее, это наименее обоснованная из эмпирических (неслучайных) выборок, и в практике социологических исследований она применяется редко.

Также в социологическом исследовании (в зависимости от характера исследования) могут использоваться методы отбора типичных либо критических случаев. Отбор в этом случае базируется на представлениях исследователя о том, кто может относиться к генеральной совокупности и на следовании определенным субъективным критериям (доступности, типичности, равного представительства и т. п.). Такой вид отбора называют целевым, т. к. он в большей степени определяется целями исследованиями, чем желанием максимально точно репрезентировать генеральную совокупность. Таким образом, целевая выборка является качественно представительной для целей анализа, но не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности.

Выбору в пользу целевой выборки часто способствует тот факт, что осуществление случайного отбора в данных условиях практически невыполнимо или экономически неэффективно (затраты на построение выборки превышают ценность получаемой в результате исследования информации).

Отбор доступных случаев — это еще одна разновидность неслучайной выборки. В данном случае наряду с четкими критериями, определяющими состав генеральной совокупности, во внимание принимается факт желания потенциального участника принять участие в исследовании. Такой метод отбора используется в экспериментальных исследованиях.

В случаях, когда использование только одной техники либо метода отбора не может привести к формированию репрезентативной выборки, используют многоступенчатый либо комбинированный отбор. Как правило, они востребованы при большой или имеющей сложную структуру генеральной совокупности.

Многоступенчатый отбор осуществляется в несколько этапов (стадий). Обычно используется одна и та же техника отбора (например, простой случайный отбор), но на каждой ступени меняется единица отбора[4]. Необходимость многоступенчатого отбора возникает, как правило, из-за отсутствия информации обо всех единицах генеральной совокупности. При этом для организации первой ступени отбора необходима перечень единиц (основа выборки), которые будут отбираться на этой ступени. Далее необходима информация об отобранных на первой ступени единицах и т. д.[5]

В рамках комбинированного отбора соединяют различные методы формирования выборки.