Система власти.

Византийский император был автократором, а вся система его вла­сти — самодержавной и универсальной. Ему принадлежала верховная и абсолютная власть над землей, страной и ее подданными. Он был светским властителем и одновременно высшим религиозным автори­тетом.

Император также являлся фигурой, символизиру­ющей вселенскую власть, мощь империи. Не случайно знаки власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и ритуалах монархов Европы (пурпурная мантия, держава и т. п.).

Император был фигурой сакральной, весь императорский ритуал должен был указывать на существование мистической связи между ца­рем земным и Царем Небесным. Трон императора был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка, на другом лежал крест, символизирующий присутствие Христа.

Император считался, подобно Богу, высшим подателем благ для под­данных и высшим судьей, имевшим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов. Вместе с темимператор был верховным блюстителем закона. Есть некий истори­ческий парадокс в том, что в самом автократическом государстве бы­ла осуществлена огромная работа по кодификации римского права, ко­торое через много веков будет положено в основу европейского права, в эпоху, когда Европа задумается над демократизацией государствен­ного и общественного устройства. В Византийской же империи существовало зафиксированное право, а вот права людей были ограни­чены центральной властью.

Центральная власть концентрировала в своих руках и функции кон­троля. Власть, прежде всего, «творилась» в столице — здесь издавались законы, здесь готовились все важнейшие документы, здесь была вер­шина административно-бюрократического аппарата, отсюда в провин­ции рассылались сборщики податей.

Религияи церковь.Формирование византийской государственно­сти совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догма­тики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института.

Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широ­кие слои населения — от аристократов до простолюдинов, в них была всерьез задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Тро­ице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев.

В VIII—IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои насе­ления, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мо­щей — тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству.

Закат Византийской империи также был осложнен полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы,который считал, что человек может обрести спасе­ние через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор.

В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной вла­стью. Православные иерархи, за редким исключением, проповедо­вали единение с государством, довольствуясь ролью главной ду­ховной его наставницы и советчицы. В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хо­тя и были крупными землевладельцами, но не превратились в не­зависимые от государства замкнутые феодальные княжества, по­добно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы.

С первых веков существования наметились расхождения меж­ду восточной и западной ветвями христианства. В западной гос­подствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов. Восточное христианство отводило важную роль в спасении челове­ка индивидуальной молитве и через ее посредство допускало ми­стическое слияние с Богом.

Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности. Языковые разли­чия и территориальная разобщенность Запада и Востока способст­вовали их нарастанию. Все это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолен и до сих пор.

Христианство по византийскому образцу принимали народы, вхо­дившие в ареал ее государственного и культурного влияния. В 988 г. произошло важнейшее историческое событие — крещение Руси. Князь Владимир избрал византийское христианство в качестве государст­венной религии и тем самым во многом определил судьбы России.

Культура Византии.В первые века Средневековья Византия бы­ла хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отра­жение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя — собор Святой Софии. Он был посвящен Премудрости Божией. Этот образ в Биб­лии занимает особое место, он в равной мере принадлежит Ветхому и Новому Завету, являясь высшим проявлением Творца и высшим сви­детельством участия Бога в человеческих делах. Мир — дом Премудрости Божией, а храм — модель этого мира. Образ Премудрости Божией очень почитаем восточным христианством. Главными храмами древних Киева и Новгорода тоже стали храмы Святой Софии.

Характерная для Византии централизация находила отражение в стремлении византийской культуры к определенному единству эстети­ческих идеалов и форм. Искусство представлялось отражением Божественной Красоты, которой предназначено спасти мир. Искусство долж­но было воспроизводить не изменчивый и не совершенный земной мир, а Идею, Божественный образ бытия, вечный и неизменный, открыва­ющийся внутреннему просветленному взору. В Византии родился уникальный жанр искусства — иконопись. Икона (от греч. eikon — изображение, образ) — это символическое изо­бражение, в котором присутствует религиозное таинство. Икона пишет­ся красками в соответствии со строго соблюдаемыми правилами (кано­нами). Изображение на иконе двухмерное, плоскостное, третье измерение — догматическое, духовное, богооткровенный смысл. Образ на иконе предельно обобщен, включает малое количество деталей, но должен воплощать в себе неисчерпаемый запас духовной энергии. Ви­зантийская иконопись стала источником средневекового искусства Ру­си. Из поздневизантийской иконы произросла итальянская живопись, предвосхитившая Возрождение.

Исходным принципом христианского культабыл символизм, благодаря которому реальные пред­меты наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее тайное значение. Самый храм оказывался символом ко­смоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи пред­назначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христи­анскую идею связи земного и небесного...

Храм заключал в себе все пространство: небо — купол, рай — алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и ап­сида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально сто­яли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.

Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей.

Византия была страной христианской учености. Философ и богослов Иоанн Дамаскин, создавший философско-теологическую систему, не уступающую западноевропейской схоластике, начал свой труд «Источник знания» знакомым нам всем выражением: «Ученье — свет, а не­ученье — тьма».

Здесь был создан первый христианский учебник «Шестоднев» Васи­лия Великого, в городах действовало много школ. Главная константи­нопольская школа по уровню преподавания превосходила западноевропейские университеты. Развивались разные области знаний — математика, астрономия, медицина, география, изучение природы и др. В Византии грамотность была распространена намного шире, чем в За­падной Европе.

Из Византии античное наследие греков проникало в Западную Ев­ропу, особенно через области, активно с ней контактировавшие. Из Ви­зантии через «моравских братьев» Кирилла и Мефодия (IX в.) пришла азбука и грамотность в славянские земли и на Русь.

Традиции византийской культуры и после ее гибели продолжали жить в культурах других православных стран, они нашли развитие в Московском государстве, считавшем себя религиозным и отчасти государственным преемником Византии. В конце XIX — начале XX в. ви­зантийские художественные формы были переосмыслены в искусстве модерна и неовизантийском стиле архитектуры.