ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

 

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

 

Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

 

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач:

 

- показать актуальность проблемы;

 

- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

 

- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;

 

- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;

 

- доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах дошкольных учреждений;

 

- проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.

 

Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.От совместной нашей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

 

Поэтому главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

 

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Согласуя свои действия с семьей, мы старались дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно отметить, что наша задача - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

 

Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция семьи. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

 

В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

 

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строятся таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.Не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую.Для осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно соблюдать, как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;

 

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

 

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

 

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с организацией работы со всеми родителями группы;

 

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

 

- одновременное влияние на родителей и детей;

 

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

 

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

 

1. Анкетирование родителей;

 

2. Тестирование родителей;

 

4. Индивидуальные беседы с родителями;

 

5. Индивидуальные беседы с детьми;

 

6. Посещение семьи ребенка;

 

7. Изучение тестов-рисунков детей типа "Мой дом", "Моя семья".

 

8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья".

 

9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

 

10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

 

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работу с родителями проводим активно, применяем не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же дифференцируем работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что часто не используется или используется недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется своевременная подготовка родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если своевременно попросит их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателем и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.В целях облегчения работы при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание уделяем систематизации и разработке различных рекомендаций. В настоящее время стараемся использовать всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. В этих формах работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог.Дальнейшее взаимодействие с родителями походит в процессе:

 

 

Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;

 

 

Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

 

 

Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

 

 

Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;

 

 

Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок («Недели открытых дверей для родителей»);

 

 

Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);

 

 

Участия в праздничных мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;

 

 

Работы семейного клуба “Домовёнок”;

 

 

Приглашения учителей начальной школы, врачей по интересующим вопросам;

 

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями.Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.