Угроза отказа обслуживания

– несоответствие реальной нагрузки и максимально допустимой нагрузки информационной системы;

– случайное резкое увеличение числа запросов к информации;

– умышленное увеличение количества ложных или ничего не значащих запросов с целью перегрузки системы.

Защита:

– ограничение количества обрабатываемых обращений;

– переход на "облегчённый" режим работы, требующий меньших затрат ресурсов от сервера;

– отключение приёма и обработки информации;

– встречная атака на перегрузку атакующих узлов.

 

«Маскарад». Под «маскарадом» понимается выполнение каких-либо действий одним пользователем от имени другого пользователя. Такие действия другому пользователю могут быть разрешены. Нарушение заключается в присвоении прав и привилегий.

«Сборка мусора». После окончания работы обрабатываемая информация не всегда полностью удаляется из памяти ПК. Данные хранятся на носителе до перезаписи или уничтожения; при выполнении этих действий на освободившемся пространстве диска находятся их остатки. При искажении заголовка файла их прочитать трудно, но все же возможно с помощью специальных программ и оборудования. Такой процесс принято называть «сборкой мусора». Он может привести к утечке важной информации.

«Люки». Представляют собойскрытую, недокументированную точку входа в программный модуль. «Люки» относятся к категории угроз, возникающих вследствие ошибок реализации какого-либо проекта (системы в целом, комплекса программ и т. д.). Поэтому в большинстве случаев обнаружение «люков» – результат случайного поиска.

Вредоносные программы. В последнее время участились случаи воздействия на вычислительную систему специально созданными программами. Для обозначения всех программ такого рода был предложен термин «вредоносные программы». Эти программы прямо или косвенно дезорганизуют процесс обработки информации или способствуют утечке или искажению информации. К самым распространенным видам подобных программ относятся:

«Вирус»– это программа, которая способна заражать другие программы, модифицируя их так, чтобы они включали в себя копию вируса.

«Троянский конь» – программа, которая содержит скрытый или явный программный код, при исполнении которого нарушается функционирование системы безопасности. «Троянские кони» способны раскрыть, изменить или уничтожить данные или файлы. Их встраивают в программы широкого пользования, например, в программы обслуживания сети, электронной почты.

«Червяк» – программа, распространяемая в системах и сетях по линиям связи. Такие программы подобны вирусам: заражают другие программы, а отличаются от вирусов тем, что не способны самовоспроизводиться.

· «Жадная» программа – программа, которая захватывает (монополизирует) отдельные ресурсы вычислительной системы, не давая другим программам возможности их использовать.

«Бактерия» – программа, которая делает копии самой себя и становится паразитом, перегружая память ПК и процессор.

«Логическая бомба»– программа, приводящая к повреждению файлов или компьютеров (от искажения данных – до полного уничтожения данных). «Логическую бомбу» вставляют, как правило, во время разработки программы, а срабатывает она при выполнении некоторого условия (время, дата, ввода кодового слова).

«Лазейки» – точка входа в программу, благодаря которой открывается доступ к некоторым системным функциям. Обнаруживается путем анализа работы программы.

Также к классу вредоносных программ можно отнести снифферы (программы, перехватывающие сетевые пакеты), программы подбора паролей, атаки на переполнение буфера, в некоторых приложениях - дизассемблеры и отладчики.

Перечисленные атаки зачастую используются совместно для реализации комплексных атак. Так, например, троянская программа может использоваться для сбора информации о пользователях на удаленном компьютере и пересылки ее злоумышленнику, после чего последний может осуществить атаку методом «маскарада».

 

1.4. Основные методы обеспечения безопасности информационных систем

 

Для того, чтобы противостоять перечисленным в предыдущей главе угрозам, современные информационные системы включают в себя подсистемы безопасности, которые реализуют принятую политику безопасности. Политика безопасности в зависимости от целей и условий функционирования системы может определять права доступа субъектов к ресурсам, регламентировать порядок аудита действий пользователей в системе, защиты сетевых коммуникаций, формулировать способы восстановления системы после случайных сбоев и т.д. Для реализации принятой политики безопасности существуют правовые, организационно-административные и инженерно-технические меры защиты информации.

Правовое обеспечение безопасности информации– это совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств, требования которых обязательны в системе защиты информации. В нашей стране правовые основы обеспечения безопасности компьютерных систем составляют: Конституция РФ, Законы РФ, Кодексы (в том числе Уголовный Кодекс), указы и другие нормативные акты. Так, например, Уголовный Кодекс содержит главу 28, которая называется «Преступления в сфере компьютерной безопасности» и содержит описание состава компьютерных преступлений, подлежащих уголовному преследованию и полагающиеся наказания.

Организационно-административное обеспечение безопасности информации представляет собой регламентацию производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, чтобы разглашение, утечка и несанкционированный доступ к информации становился невозможным или существенно затруднялся за счет проведения организационных мероприятий. К мерам этого класса можно отнести: подбор и обучение персонала, определение должностных инструкций работников, организацию пропускного режима, охрану помещений, организацию защиты информации с проведением контроля работы персонала с информацией, определение порядка хранения, резервирования, уничтожения конфиденциальной информации и т.п.

Инженерно-технические меры представляют собой совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий, функционирующих совместно для выполнения определенной задачи по защите информации. К инженерным средствам относят экранирование помещений, организация сигнализации, охрана помещений с ПК.

Технические средства защиты включают в себя аппаратные, программные, криптографические средства защиты, которые затрудняют возможность атаки, помогают обнаружить факт ее возникновения, избавиться от последствий атаки. Более подробную информацию о других видах защиты можно получить, например, в [10].

Технические средства подсистем безопасности современных распределенных информационных систем выполняют следующие основные функции:

· аутентификация партнеров по взаимодействию, позволяющая убедиться в подлинности партнера при установлении соединения;

· аутентификация источника информации, позволяющая убедиться в подлинности источника сообщения;

· управление доступом, обеспечивающее защиту от несанкционированного использования ресурсов;

· конфиденциальность данных, которая обеспечивает защиту от несанкционированного получения информации;

· целостность данных, позволяющая обнаружить, а в некоторых случаях и предотвратить изменение информации при ее хранении и передаче;

· принадлежность, которая обеспечивает доказательство принадлежности информации определенному лицу.

Для реализации указанных функций используются следующие механизмы:

· шифрование, преобразующее информацию в форму, недоступную для понимания неавторизованными пользователями;

· электронная цифровая подпись, переносящая свойства реальной подписи на электронные документы;

· механизмы управления доступом, которые управляют процессом доступа к ресурсам пользователей на основе такой информации как базы данных управления доступом, пароли, метки безопасности, время доступа, маршрут доступа, длительность доступа;

· механизмы контроля целостности, контролирующие целостность как отдельного сообщения, так и потока сообщений и использующие для этого контрольные суммы, специальные метки, порядковые номера сообщений, криптографические методы;

· механизмы аутентификации, которые на основании предъявляемых пользователем паролей, аутентифицирующих устройств или его биометрических параметров принимают решение о том, является ли пользователь тем, за кого себя выдает;

· механизмы дополнения трафика, добавляющие в поток сообщений дополнительную информацию, «маскирующую» от злоумышленника полезную информацию;

· механизмы нотаризации, которые служат для заверения подлинности источника информации.

В таблице 1.1 представлены взаимосвязь функций безопасности информационных систем и механизмов их реализации [11].

Таблица 1.1

Взаимосвязь функций безопасности и механизмов их реализации

Услуга безопасности Шифрование ЭЦП Мех. управления доступом Мех. контроля целостности Мех. аутентификации Мех. дополнения трафика Мех. нотаризации
Аутентификация Партнеров + +     +    
Аутентификация Источника + +          
Управление доступом     +        
Конфиденциальность данных +         +  
Целостность данных + +   +      
Принадлежность   +   +     +

 

Выводы:

Важной задачей современных информационных систем является обеспечение безопасности хранящейся и обрабатываемой в них информации. Защита информации означает обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности, аутентичности и аппелируемости информации. Существует большое количество регламентирующих документов, определяющих требования к безопасности информационных систем и ранжирующих их в соответствии с выполнением этих требований. В Российской Федерации такими документами являются руководящие документы Гостехкомиссии России.

Информационные системы подвержены большому количеству угроз. Основными механизмами защиты от этих угроз являются шифрование, электронная цифровая подпись, механизмы управления доступом, контроль целостности, нотаризации, дополнение трафика. Алгоритмические, программные и аппаратные средства реализации этих механизмов будут рассмотрены ниже.