Владимир Щербаков. Асгард – город богов

В начале 13 в знаменитый исландский поэт, ученый и общественный деятель Снорри Стурлусон создал «Эдду». Долго считалось, что он сочинил ее сам. В 1643 исландский епископ Бриньольв Свейнссон нашел древнюю рукопись с песнями о богах и героях, сюжеты которых совпадают с рассказами «Эдды» (переименованной в Младшую). Часть преданий была включена Снорри в его исторический трактат «Круг земной».

У священного источника Урд находится главное святилище, куда каждый день съезжаются асы по мосту Биврест и вершат свой суд. У источника стоит прекрасный чертог, где живут три девы – Урд, Верданди и Скульд. Четыре оленя – Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор – объедают листву Иггдрасиля.

В центре Асгарда – поле Идавелль. Великан потребовал за Асгард Фрейю, солнце и Луну. У Локи от Свадильфари родился Слейпнир. Поняв, что обманут, великан впал в ярость, тога на него послали Тора, который убил его молотом. Сначала боги воздвигли святилище с 12 тронами и престолом для главного аса, Одина. Все в этом святилище как из чистого золота. У каждого аса в Асгарде свой чертог. Чертог Одина украшен серебром и называется Валаскьяльв. Престол его – Хлидскьяльв, оттуда он видит все миры.

Из камней, которые лизала Аудумла, возник первый человек, Бури. Его сын Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и у них родились Один, Вили и Ве. Или Один происходит из Трои, из рода конунга Мунона или Меннона.

Фригг ведомы все людские судьбы, но в отличие от норн, она хранит их в тайне. Один – отец всех богов, поэтому его называют Всеотцом. Он же – Отец Павших.

На пирах в Вальхалле эйнхерии пьют медовое молоко козы Хейдрун, которая щиплет листья Иггдрасиля, и едят неиссякаемое мясо вепря Сэхримнира, варит его повар Андхримнир в котле Эльдхримнир. Один не ест, а бросает свою еду двум волкам – Гери и Фреки, он пьет только вино. Не плечах у него сидят Хугин и Мунин.

На Вальхалле живет олень Эйктюнир. Он тоже объедает ветви Иггдрасиля, а с рогов его стекает влага в поток Кипящий Котел, из которого берут начало все реки Вальхаллы. У входа в Вальхаллу стоят в поле ворота Вальгрид, а перед ними – роща Гласир («Сияющая»), все листья в ней из красного золота.

Один – оборотень, может являться в виде змеи, ворона, орла, коня и волка. Бог магического знания, ведающий руны.

Бальдр жил в чертоге Брейдаблик (Широкий Блеск).

Асы перенесли тело Бальдра к морю и положили в ладью, но только великанше Хюрроккин удалось столкнуть эту ладью в воду.

Владения Тора называются Трудвангар (поля Силы) или Трудхейм. Там находится его чертог Бильскирнир, самый просторный в Асгарде, он вмещает 5 сотен покоев и еще 40. Три сокровища – молот Мьелльнир, пояс силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот.

В бою с Хрунгниром – молот и точило столкнулись в воздухе, точило раскололось, кусок вонзился Тору в голову. Тор упал, Хрунгнир, убитый молотом – упал на него, одна его нога оказалась у Тора на шее. Только сын Тора Маги смог ее снять, за что Тор отдал ему коня Золотая Грива, которым прежде владел Хрунгнир. Точило из головы тора почти вынула заклинаниями провидица Гроа, но узнав от Тора, что скоро вернется ее муж Аурвандиль, которого тот на своих плечах вынес из страны великанов, она от радости забыла заклинания.

Когда ловил Ермунганда и Хюмир перерезал лесу, Тор метнул молот вслед змею. Говорят, молот оторвал ему голову. Но все же змей остался жив, Тор еще сразится с ним в последней битве, убьет его, но умрет от ядовитых укусов.

В чертоге Ноатун (Корабельный сарай), что расположен на небе и одновременно – у моря, живет Ньерд. Он очень богат, управляет ветром, морем и огнем, покровительствует мореплаванию, рыболовству и охоте на морских животных.

Сын Ньерда Фрейр – самый славный из асов. Он – бог урожая и богатства, которому подвластны дожди и солнечный свет. Однажды с престола увидел Фрейр прекрасную Герд, дочь великана Гюмира. Скирнир предлагал ей 11 золотых яблок, волшебное кольцо Драупнир, грозил отрубить ей голову, но она согласилась только под угрозой заклятия.

Фрейя – богиня плодородия, любви и красоты, ездит в колеснице, запряженной двумя кошками. Живет в просторных и прекрасных палатах Сессрумнир, которые находятся в чертоге Фолькванг (поле боя). С поля брани она забирает половину убитых (другая достается Одину). Мужа ее зовут Од, он отправился в дальние странствия, она ищет его и плачет золотыми слезами. У них есть дочь Хносс (сокровище), которая так прекрасна, что все прекрасное в мире зовется ее именем.

Ньерд и Фрейр по происхождению ваны. Боги-ваны живут в Ванхейме. Однажды они подослали к асам злую колдунью Хейд. Асы забили ее копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась и творила еще худшее. Один начал войну с ванами, бросив в них копье. Асы терпели поражение, но был заключен мир. Обменялись заложниками. Асы отдали Хенира и Мимира, а те – Ньерда и Фрейра, так они стали асами. Ньерд взял в жены Скади, дочь великана Тьяцци. Она не любила море и хотела жить в чертоге своего отца Трюмхейме, в горах. Они решили жить по 9 дней то в Трюмхейме то в Ноатуне, но не выдержали и разошлись. Скади – богиня-лыжница и охотница.

Лучше всех ходит на лыжах и стреляет из лука пасынок Тора Улль, который построил свои палаты в долине Идалир (Долина тисов). Он прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством.

Над чертогом Секквабекк плещут холодные волны. Там живет богиня Сага. Каждый день она пьет с Одином из златокованых чаш.

Еще в Асгарде живут богиня-врачевательница Эйр, юная дева Гевьон, Фулла с распущенными волосами и золотой повязкой на голове, богиня любви Съевн и богиня славы Ловн, умная и любопытная Вер, от которой ничего не скроешь, мудрая Снотра. Вар подслушивает людские клятвы и обеты, Сюн сторожит в чертогах двери, чтобы не вошли в них те, кому не дозволено, Хлин бережет всех от опасностей, Гна скачет на своем коне в разные стороны с поручениями от Фригг.

В краю, покрытом кустами и высокими травами, живет молчаливый ас Видар, сын Одина. Он сильный, почти как Тор, и отомстит за отца.

Сын Бальдра Форсети – владелец палат Глитнир, украшенных столбами из золота, покрытых серебром. Там он разрешает споры, и все уходят от него в мире и согласии.

О жилищах Тюра и Браги ничего не рассказывается, но тоже живут в Асгарде.

Тюр – бог победы, самый отважный и смелый. Налагали на Фенрира узы Глейпнир.

Браги славен мудростью и поэтическим даром. Однажды великан Эгир спросил, откуда произошла поэзия. Браги рассказал о Квасире. Карлики Фьялар и Галар зазвали его в гости и убили, смешали кровь с медом и в трех сосудах приготовили мед поэзии, дающий мудрость и вдохновение. Карлики позвали в гости и убили великана Гиллинга и его жену, а от их сына Суттунга откупились медом. Суттунг велел своей дочери Гуннлед сторожить мед в скале. Один устроил так, что работники брата Суттунга Бауги поубивали друг друга в драке, поступил вместо них в услужение Бауги. Он хотел, чтобы ему платили медом, но не вышло – Суттунг не согласился. Тогда Один заставил Бауги пробуравить в скале дырку, превратившись в змею, пролез в нее, провел три ночи с Гуннлед, с ее разрешения осушил сосуды, превратился в орла, улетел в Асгард, где выплюнул весь мед в чашу, и отдал его асам и людям, которые и умеют слагать стихи.

Жена Браги Идунн держит в ларце золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость. Однажды Один, Локи и Хенир отправились в путь. Проголодавшись, они решили зажарить быка. Великан Тьяцци, превратившийся в орла, сделал так, что мясо никак не жарилось. Он сказал асам, что если они хотят мяса, то должны накормить его досыта, и потребовал самый лакомый кусок. Локи схватил палку и хотел ударить орла, но палка прилипла к спине орла и его рукам, и орел полетел так, что Локи задевал ногами камни и деревья. Локи запросил пощады, а Тьяцци взял с него клятву, что он выманит из Асгарда Идунн с яблоками. Вернувшись домой, Локи рассказал Идунн, что нашел в лесу замечательные яблоки, и попросил ее взять с собой свои, чтобы сравнить. В лесу прилетел Тьяции (орел) и унес Идунн в Страну великанов. Асы постарели. Они вспомнили, что последний раз ее видели с Локи под угрозой смерти он взялся вызволить ее. Взяв у Фрейи соколиное оперение, он полетел к Тьяцци. Когда того не было дома, Локи превратил Идунн в лесной орех и полетел с ним в Асгард. Тьяцци бросился за ними, но асы его убили. Локи – зачинщик распрей, сеятель лжи. Он красив, но злобен, коварен. Его жена Сигюн, сын – Нари или Нарви. Дети от великанши Ангрбоды – Фенрир, Ермунганд и Хель. Когда асы узнали, что будут им от детей Локи великие беды, Один бросил змея в глубокое море, а Хель низверг в страну мрака Нифльхейм. Там, за высокими оградами и крепкими решетками стоят ее палаты, которые называются Мокрая Морось. Сама она наполовину синяя, наполовину цвета мяса, сутулая, вид у нее свирепый. Волка же асы оставили себе.

На краю небес, у самого моста Биврест, в чертоге Химинбьерг живет Хеймдалль, белый ас, страж богов, охраняющий их от великанов.

С. 13.

Придет год, когда светлый ас Хеймдалль поднимет свой рог Гьяллахорн и протрубит, возвещая начало битвы богов с чудовищами. Освободится от божьих оков волк Фенрир, и так разинет пасть, что верхняя челюсть его коснется неба, а нижняя – земли. Мировой змей будет изрыгать яд, и отравит воды и воздух. Впереди своей рати поскачет Сурт (дословно: черный, черт). Сурт сожжет землю в огне. Затем суша утонет, ее зальют воды океана. Но жизнь воскреснет. Суша поднимется из моря. На поле для божественных игр явятся асы младшего поколения и двое людей.

Вариант: Затрубит в Гьяллахорн. Сначала наступит трехгодичная «великанская зима» Фимбульветр с жестокими морозами и свирепыми ветрами. Один волк проглотит солнце, другой похитит месяц. Звезды упадут с неба. От землетрясений загудит и задрожит ясень Иггдрасиль. Вода зальет землю, потому что перевернется в море мировой змей Ермунганд. И поплывет Нагльфар, которым будет править великан Хрюм. С грохотом и племенем будут наступать Фенрир и Ермунганд. Расколется небо и появится войско сынов Муспелля. Во главе этого войска великан Сурт со своим славным мечом, свет от которого ярче, чем от солнца. Поскачут они по мосту Биврест, и мост под ними провалится.

Рог Хеймдалля разбудит асов во главе с Одином и его дружину павших. Поскачет Один за советом к мудрому Мимиру.

И будет великая битва не поле Вигрид, что простирается на сто переходов в каждую сторону.

Один сразится с Фенриром, Тор с Ермунгандом, Тюр с Гармом, Хемдалль с Локи, Фрейр с Суртом. Фенрир проглотит Одина, но Видар разорвет ему пасть. Фрейр погибнет в схватке с Суртом потому что не будет при нем его меча, который он отдаст Скирниру. Тор умертвит мирового змея, но и сам, пройдя лишь девять шагов, упадет замертво, отравленный его ядом. Убьют друг друга Тюр и Гарм, Хемдалль и Локи. А Сурт сожжет мир и погибнут многие боги и люди.

Но после гибели мира настанет его возрождение. Поднимется из моря земля, зазеленеют поля. Поселятся на Идавелль-поле, где прежде был Асгард, оставшиеся в живых сыновья Одина – Видар и Вали. Придут туда Моди и Магни, сыновья Тора, принесут с собой Мьелльнир. Возвратятся из Хель Бальдр и Хед. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир и два человека – Лив и Ливтрасир, и дадут начало человеческому роду.

Кроме Асгарда много и других обиталищ. В соседней стране, Альвхейме, живут светлые альвы. Они прекраснее солнца. А темные альвы чернее смолы, и живут они в земле. На южном краю неба расположен чертог Гимле. Он прекрасней всех и светлее солнца, и устоит он, когда обрушится небо и погибнет земля. И будут в нем всегда жить хорошие и праведные люди. На Окольнире стоит еще один чертог – Бримир. В нем вкушают блаженство. Прекрасен и чертог Синдри, который находится на Горах Ущербной Луны и сделан из чистого золота. А на Берегу Мертвых стоит огромный и ужасный чертог. Он свит из змей, головы которых повернуты внутрь и брызжут ядом. И текут по нему ядовитые реки, которые переходят вброд клятвопреступники убийцы. Но хуже всего в потоке Кипящий Котел, где дракон Нидхегг гложет трупы умерших.

Все это услышал конунг Гюльви в Асгарде, куда он отправился, чтобы разузнать, почему так могущественны асы, а вернувшись домой, рассказал людям.

«Младшая Эдда» выводит происхождение асов из Трои.

О конунге Древней Швеции Гюльви источник сообщает, что его поражало могущество асов, и он пустился в Асгард, «поехал тайно, приняв обличье старика, чтобы остаться не узнанным». Но асы узнали об этом, и наслали ему видение. Вступив в город, Гюльви увидел высокий чертог, и крыша его была устлана позолоченными щитами.

В чертоге было множество палат и народу: иные играли, иные пировали, иные бились оружием.

«Он увидел три престола, один другого выше. И сидят на них три мужа. Тогда он спросил, как зовут этих знатных мужей. И приведший его отвечает, что на самом низком из престолов сидит конунг, и имя ему – Высокий. На среднем троне сидит Равновысокий, а на самом высоком – Третий. Тогда спрашивает Высокий, есть ли у него еще какое к ним дело, а еда мол, и питье готовы для него, как и для прочих, в Палате Высокого». И вот Гюльви задает вопросы, а из ответов его собеседников складывается картина мироздания.

«Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч. Когда наступит конец мира, он пройдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».

Гюльви спросил: «что же было в мире до того, как возникли племена и умножился род людской?» Тогда сказал Высокий: «Когда реки, что зовутся Эливагар (Бурные волны) настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну». И сказал Равновысокий: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетели искры из Муспелльхейма». И Третий добавил: «И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло все племя инеистых великанов.

Тогда спросил Гюльви: «Где жил Имир? И чем он питался?» Высокий ответил: «Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира». И сказал Гюльви: «А чем же кормилась сама корова?» Высокий ответил: «Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день – голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури (Родитель). Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор (Рожденный). От него и произошли Один и его братья – правители на небе и на земле».

Гюльви спросил: «Как же поладили они меж собою? И кто из них оказался сильнее?» Высокий ответил: «Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром (Ревущий как медведь). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов».

Спросил Гюльви: «Какой путь ведет с земли на небо?». Отвечал со смехом Высокий: «Неразумен твой вопрос! Разве тебе не известно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется он мост Биврест? Ты его, верно, видел. Может статься, что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочет, и сделан – нельзя искуснее и хитрее! Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврест, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля».

И спросил Гюльви: «Что предпринял Всеотец, когда строился Асгард?» Высокий ответил: «сначала он собрал правителей мира, чтобы решить с ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Было это в поле, что зовется Идавелль, в середине города. Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на земле дома больше и лучше построенного. Все так внутри и снаружи как из чистого золота. Людин называют тот чертог Чертогом Радости. Сделали они и другой чертог. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди называют его Вингольв. Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда она начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, что вся утварь и все убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока он не был испорчен женами, явившимися из Етунхейма.

Затем сели боги на своих престолах»…

(Комментарий автора – идея переселения, память о леднике, который был еще 12 тыс лет назад – времена гибели Атлантиды и мамонтов, засыпанных вулканическим пеплом – такое могло быть только от очень крупного метеорита. Археология вроде бы подтверждает падение метеорита в районе Атлантики. Ледник начал таять, Гольфстрим изменил направление, растопил ледяной панцирь. До катаклизма обмен тепла был минимальный – лютый холод на севере и жара на юге. Из-за этого всего – переселения народов.)

С 16.

Венеты=венды=венеды=вантит=вятичи=ваны. Согласно автору – славянская ветвь, оказавшая большое влияние на формирование культур от Галлии и Северной Италии до Урарту. Три народа под названием венеды, упоминающиеся в словарях, он считает одним. Все надписи венедов Италии читаются по-славянски. Сам греческий алфавит происходит от финикийского или пеласгского, а пеласги – это почти то же, что этруски.

С. 71

На всех древних трояно-фракийских и арийских диалектах корень «раш», «рас», «рос», «рус»», «раис» (как в Урешта, Таруиса, Пруса) означает «царский», и связан с культом леопарда, «царского зверя», которому девять тысяч лет, ибо он был хорошо известен в древнейшем городе малой Азии Чатал-Гююке седьмого тысячелетия до нашей эры.

С. 116

Кельтский крест, или фракийские знаки, где крест и три окружности – это план столицы атлантов. По Платону она была окружена кольцами каналов, а два канала пересекали ее крест-накрест Это чертеж небесного города вообще, который правители старались скопировать на земле. Так была построена Экбатана, лагерь викингов Треллеборг в Дании, укрепление Фюркат, лагерь Аггерсборг и кольцо-ринг аварского каганата на Дунае, в Паннонии, и кольцевые укрепления славян.

С 157

Явь, Навь и Правь – так называли славяне три мира. (людей, духов, богов). Правь – это Асгард, как бы он ни назывался у других народов. И там райская роща, и дерево жизни, и сами боги. Это не сказка, а мировоззрение, выстраданное человечеством. И не бессилие дикаря, а удивительно образное, яркое, неповторимое мышление создало или удержало представления о такой структуре Вселенной. Древние знали о бессмертии души. Они знали об Асгарде, о дереве мира, о многом, что дано было еще великанам саг и мифов. Миф – лишь форма, самая удачная, чтобы преодолеть неверие и донести знание к потомкам через тысячелетия.

Есть 12 пространств, 36 измерений. Разум был всегда, и лишь странствовал. Разум и жизнь бесконечны, есть круговорот. Вселенная вечна, в отличие от локальных миров.

Правь – это особое пространство. Явь – другое, Навь – третье. Есть возможность перехода из одного в другое пространство, и если НЛО с их экипажами владеют двумя пространствами, переходя из одного в другое, то боги владеют, по меньшей мере, тремя. В их власти больше 6 измерений, поэтому они могут исчезать..

Общая схема – боги – инопланетяне – люди. Боги – высшая цивилизация нашего мира. Они обращались к людям издавна, но незаметно, постепенно, чтобы люди сами творили свою историю, ибо если пытаться сделать добро – получится ад. Боги появляются редко, на переломных моментах. Христианство должно быть интегрировано в более общую систему мировоззрения, потому что оно многое отбросило, переименовало многоликие божества – это нужно вернуть.