Анализ текста по АСВТ (по структуре суждений)
I. Цель чтения (Ц) | Учебная, освоение АСВТ | |||||
II. Ориентировочное чтение (Оч) | ||||||
Автор (А) Название (Н) Выходные данные (Вд) | Воронцов В.В., Люфанов Л.Е. Загадка слова // В сокровищнице земных недр. - М.-Л.: Наука, 1966.- С. 63. | |||||
III. Смысловое восприятие (Св) | ||||||
Главная мысль (Г) | О происхождении слова "нефть". | |||||
Основные мысли (О) | Дополнительные мысли (Д) | |||||
1) Смысл слова один, названия разные: а) в древности: - славяне - греки - китайцы б) утвердились: - за рубежом - в России 2) Гипотезы происхождения: а) от арабского "нафта" б) от религиозного обряда "нафтарь" 3) Происхождение уходит в глубокую древность | - горное масло, земляная или каменная смола - ропа, ропанка, - петролеум (петро – камень, олум – масло) - иги-иу. - петролеум - нефть. - вытекать, просачиваться; - очищение верующих пламенем горючей жидкости (нефти). - когда человек впервые познакомился с нефтью - тысячелетия люди познавали тайны нефти, - секреты раскрыла наука последнего столетия. | |||||
Особенности текста | Историко-познавательный и научно-популярный; начинается и заканчивается информацией, относящейся к веществу "нефть". | |||||
Подтекст | Гипотезы происхождения слова по свойствам нефти: текучести и горючести. | |||||
IY. Оценка прочитанного (Оц) | ||||||
Значимость = ___; Убедительность = ____; Доступность = ___. | ||||||
Критика: Спорная информация: см. значение "нефть" в этимологических словарях (напр.: Заимств. не позднее XVII в. из турец. яз., в котором нефте, нефт (греч. naphta, передающего арабск. nafth)/ // Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособ. для учителя. – М.: Просвеще-ние, 1971.- С. 291. А не название ли обряда нафтарь произошло от греч. naphta? | ||||||
Y. Результаты чтения | ||||||
Q | t | V | k | P | Pk | |
Примечания читателя: | ||||||
Анализ художественного текста по МАХТ | ||
I. Потребности, мотивы, установки, интересы, цели | ||
Что побудило к чтению? | Текст предложен в качестве учебного для освоения МАХТ | |
II. Ориентировочное чтение | ||
Автор Название Выходные данные Сведения об авторе и его произведении | Чехов А.П. О бренности (Масленичная тема для проповеди). // Чехов А.П. Собр. соч. в 8 т. – Т. 2. – С. 516-517. Русский писатель, классик литературы, мастер короткого рассказа. Из произведений, не включенных А.П.Чеховым в собрание сочинений. Впервые опубликовано в журнале «Осколки» 1886, № 8 под псевдонимом «Человек без селезенки» | |
III. Эмоционально-эстетическое и смысловое восприятие | ||
1. Сюжетно-фабульное | Ожидание масленичной трапезы и приготовление к ней надворного советника. | |
2. Конкретно-историческое | Эпизод из жизни надворного советника царской России конца XIX в. | |
3. Идейно-смысловое | В философском понимании – сатирический образ мещанства. В социальном – знаковая характеристика представителя определенного социального слоя в соблюдении православных традиций в России. В психологическом – поведение человека с почти патологическим нетерпением в чревоугодных желаниях, вожделениях. | |
4. Художест-венных достоинств | Различные лексические слои в блистательной художественной форме с использованием метафор, эпитетов, сравнений, создающих особый тип «героя масленичного застолья». Религиозный слой: проповедь, масленица, бренность, засим, предвкушая, отцов бенедиктинцев. Канцелярско-военно-бюрократический: надворный советник, вытянувших во фронт, дела рук своих, поле битвы, перед полководцем. В сочетании с религиозным слоем дает юмористический эффект. Просторечный: покривило сладострастием, шлепнул блины на тарелку, икнул от восторга, хватил удар. Этот слой окончательно довершает сатиричность картины, усиливая иронию автора. | |
5. Целостное всех слоев | Связь всех «слоев» сквозь призму главного персонажа, восприятия им «застолья» в эмоционально-чувственном ореоле. | |
IY. Оценка и рефлексия | ||
Оценка и Рефлексия | Яркость и сочность образов, вызывающих палитру чувств. Эстетичность языка. Глубина проблемы в лаконичности. Истинное удовольствие от художественного мастерства автора. Задумываешься о смысле жизни. | |