Как надо каяться. Что дает крещение.

Чтобы быть счастливым, надо принять Православную веру и покреститься. Но то, что будет описано ниже, будет относиться к крещенным недавно и давно. Только с той разницей, что давно окрестившимся нужно сделаться, как недавно окрестившимся, через покаяние на «исповеди».

Надо так приносить покаяние, как это делал святой Апостол Пётр. Он, когда каялся, то очень сильно плакал, потому что у него было такое покаяние сильное, что от этого он даже сделался несмысленным, потому что решил, что этого не достаточно. Тогда он сделался еще более жестоким к себе и бил себя по щекам, чтобы перестать гневаться. Этому его научил Иисус Христос. Поэтому у него всегда лицо было красным. Он для этого удалялся от всех и бил себя.

Когда каешься, то надо постоянно видеть перед собой этот пример. Правда, он только от того, что был гневливым это делал, но и всякому человеку нужно делать тоже, только с той разницей, что себя достаточно ущипнуть, например. От боли у человека бывает многое приведение себя «в себя». Можно для этого себя мысленно «потрясти» и «поставить», чтобы стряхнуть с себя «шелуху грехов».

Но часто бывает, что человек, покрестившись, думает, что этого достаточно. Но почему-то он продолжает жить, как жил и грешит, как и грешил. И недоумевает он – в чем же разница, где обещанное спасение, где избавление от согрешений? – Ведь ничего не изменилось!

Если бы он знал, в какой «беде» он находился и что приобрел, то радовался бы безмерно. Дело все в том, что вера должна быть не просто, что «Бог есть» (в те времена, когда происходили Евангельские события, никто не сомневался, что есть что-то невидимое, что управляет миром – один ли это Бог, или много богов – языческих, не об этом речь, но о том, что бытие невидимого мира, а точнее, «Творческого Начала» и не подвергалось сомнению, но, более того, люди ощущали потребность очищения своих грехов принесением за них жертвы), нет вера нужна не в это, а в то, что теперь у него будет все хорошо – что его, окрестившегося, ждет постепенное приближение ко спасению. Каким образом? – При условии наличия этой веры, что у него будет теперь все хорошо – т.е. все обстоятельства его жизни будут приводить все к большему исправлению, уподоблению Господину Иисусу Христу. Это, и скорби, и лишения, и недоумения, и болезни, и неприятности, и все то, что называется Крестоношением – безропотным претерпеванием находящих на человека зол. И именно в этом и есть счастье и победа. Как такое может быть? – А очень просто – раньше у человека хоть и были скорби, но они осознавались им, как неприятности, но теперь, когда за его спасение (как уверовал человек), «взялся» Бог, то теперь все скорби, болезни и проч. воспринимается им, как нужное, необходимое для его спасения. И он, доверяясь Богу в этом деле, не думает перечить и возмущаться всему, что Богом попускается, т.к. понимает, что это необходимо (определено Божиим Промыслом) для того, чтобы в скорбях его душа стала мягче, добрее, снисходительнее и проч., т.к. нехватка этих качеств – добродетелей – мешает ему в деле спасения.

Раньше, до крещения, этот человек, при нахождении на него неприятностей, старался от них избавиться, и предпринимал для этого множество усилий и, как правило – негодовал по этому поводу, обвиняя в этом всех и вся, согрешая при этом множеством грехов, что не приближало человека к Богу, но все больше отдаляло. А теперь он не согрешает ропотом, хулой, нетерпением, осуждением и проч. грехами, т.к. понимает, что все это надо пережить (неприятности), т.к. душа его «толстовата», чтобы пройти «в тесные врата», а за счет «умаления ее» в процессе утончения в добродетелях, когда происходит «сдирание лишних слоев» с души, он понимает, что все то, что он претерпевает – необходимо, и, как врачу пациент благоразумный благодарен за исцеление, пусть даже когда он давал ему горькое лекарство, так и здесь – теперь все с ним происходящее будет им восприниматься, как ему необходимое и без чего никак не обойтись, да еще, кроме того с радостью и благодарностью (как говорится: «Кого Бог любит, того и наказует»).

Если не хватает каких-то добродетелей, какие-то страсти, привычки господствуют в человеке – так вот в этих скорбях он начинает приобретать правильное о себе мнение, правильно начинает воспринимать мир, правильно относиться к Богу, к ближним, и постепенно очищается от всего душепагубного, пусть даже путем очень сильных встрясок, касающихся, либо самого человека, либо его ближних. Как говорится в поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вообще-то Господин Бог хочет всем спасения и ищет повод, чтобы спасти человека от вечной погибели. И Им было соделано главное в деле нашего спасения – Он и стал той Жертвой, которую и по сей день в Таинстве Евхаристии приносят священники в Православной Церкви. Ей человек оправдывается и примиряется с Богом. Это нужно, чтобы он теперь имел упование на спасающего его Бога от ранее приобретенных им греховных привычек и навыков, а также эта вера будет впредь охранять его от новых согрешений, и, тем более, от приобретения новых страстей.

Но что мы имеем на деле? – Вот решил, к примеру, человек покреститься. Он это Таинство принимает и продолжает, как и до Крещения, заниматься теми же делами, например, по хозяйству, на работе, имеет какие-то отношения с разными людьми, читает газеты, смотрит программы, любит какие-то блюда, в общем, имеет какие-то дела и предпочтения. Неужели ничего не изменилось? – Изменилось и вот что.

Теперь ему можно (совесть позволит) начинать жить Вечной Жизнью «прямо сейчас» (прийти в «точку»). Но могут возникнуть у кого-нибудь вопросы: какая она эта «Вечная Жизнь», как там живут, и как можно сейчас, будучи еще в теле жить, как святые Небожители, непрестанно созерцающие Славу Божию? Чтобы ответить на эти вопросы, надо отметить, что, часто сама реальность этого Царства Небесного ставится под сомнение – т.е. не хватает веры в существование самих Вечных Благ, что в этом деле и мешает. Но они действительно есть, также, как и сама Смерть есть, и после которой уже явственно можно будет оказаться там – в Царствии Небесном. Другой вопрос – хочет ли он их иметь эти Вечные блага? Или, лучше сказать – готов ли он свою прежнюю жизнь переменить на новую – в блаженство, в единение с Богом – т.е. вернуться «прямо сейчас в Рай» (некогда покинутый Первыми людьми) – оставив все – родню, друзей, заботы, планы, увлечения? И ради чего? – Ради себя самого – т.е. стать счастливым без всего этого. Т.е. человек будет жить, заниматься обычными делами, находиться среди тех же людей, что и раньше, только душой он будет уже в Царстве Небесном и находиться в постоянном «блаженстве». Хочет ли он так (а ведь именно это и подразумевает Крещение - перерождение из Ветхого (старого, прежнего) человека – в Нового)? Может быть, он спросит, что как же это он один будет счастлив? А другие – ближние? Нет, он один не согласен, - может быть, он возразит, - надо, чтобы и ближние его были счастливы тоже. – Но это его счастье поможет и его ближним стать счастливее – от его святости и от молитвы за них.

Итак, что для этого требуется? – надо сейчас уже начать жить, как если бы он был в Царстве Небесном. Раньше у него совесть была нечиста, душа неспокойна от навалившихся проблем. А теперь – он оправдан, омыв грехи при Крещении, и находится в вере, что Господь все управит, что теперь все будет хорошо, а от этого душа умиротворяется, успокаивается, т.к. он опять усыновлен Богу Отцу. И надо продолжать жить в Божественном свете, в который надо поверить, даваемом при Крещении. В этом Таинстве Крещения Господь как бы «берется привести его ко спасению». И вера в это – в Промысел Божий – большое подспорье человеку, т.к. теперь все происходящее им будет правильно восприниматься, что все, что с ним будет происходить, необходимо ему, как часть этого его спасения. Также, это касается и его близких. Ему нужно просто вверить их Богу – помолившись однажды, чтобы Он и их также приводил ко спасению, как говорится, «Ими же веси судьбами» - т.е. – как Сам знает, и успокоиться, и не переживать по поводу них (эта вера нужна человеку, переживающему за них, чтобы ко всем событиям, касающимся и их, он относился с верой, что и у них будет все хорошо и оставался благодушен; а на деле, Господь Сам желает им спасения еще больше его самого).

Если на человека нападают, ругают, или еще что неприятное происходит – это показатель того, что у него есть какие-то привычки, которые для святого человека неприемлемы (а в Царство Небесное, куда он готовится, берут только благочестивых). Так вот, на исправление этих привычек и направлены эти скорби, а может быть, и болезни. Если человек благодушно все это претерпит (помня, что это – часть дела его спасения), то тогда его душа научится этому уроку и приблизится к святости, станет больше похожа на Господа Иисуса Христа, Который также жил на Земле и никогда не согрешал.

Руководством ко спасению будет чтение Священного Писания, поучения и жития Святых, где раскрывается делание спасения души, духовные Законы и Заповеди. Можно сказать, обобщив, что в этой жизни человеку нужно научиться жить так, как бы он жил потом – без телесной оболочки. Т.е нужно быть, как бы «посторонним наблюдателем», странником на Земле, хоть и продолжая делать свои дела, но ради Христа Бога и в скучании по Небесному Отечеству. Тогда «покупающий будет как не покупающий, женящийся – как не женящийся». Т.е. человек не «включается» в дела «века сего».

Быть счастливым должен крещенный человек, т.к. с ним Бог. А если он себя не ощущает таковым, то это говорит о том, что он от упования на Бога отошел, значит он «сам» взялся за дело своего спасения. Это значит, что человек не у Бога ищет счастья, но у людей (часто – по привычке), и, чтобы он от людей оторвался, ему будет попущено увидеть, что «они тебя-то не любят, что только Бог тебя никогда не предаст, не оставит» и все скорби закончатся тогда, когда человек, живя среди близких, будет иметь опорой своего бытия, все-таки, Бога и будет иметь ценности, важные для бытия в Вечности, т.е. – в гармонии с Ним.

Есть такие люди, которым нужно, чтобы вокруг него был порядок, иначе они не смогут быть счастливыми. Но человек может быть счастливым лишь в «отрыве от этого мира». В сем мире – грех и смерть. Если же он хочет мир исправить – пусть молится о нем – и по его молитве, он станет лучше. Но, чтобы от молитвы было больше толку – надо сначала самому обрести счастье, которое заключается в единении с Богом. Он хочет, чтобы у человека была радость от общения с людьми, но потому, что у человека нет веры в Бога, то от этого у него бывают психи и дурное поведение. Поэтому ему надо быть осторожным с людьми, ведь за них он ответит на Страшном Суде, который отменен по молитвам одного человека. Теперь всем все можно. Только не надо это воспринимать, как позволение грешить. Это означает, что теперь все оправданны и нет ни у кого несчастного будущего. Это только кажется, что грешить хочется. На самом деле человек переживает за других и за себя, что будет наказан, поэтому человек переживает и мучится, и от этого у человека бывает плохое настроение, которое он хочет «сорвать» на ком-нибудь.

А надо пребывать в гармрнии с Богом. Молитва такого человека возымеет большую силу. Фразу преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», можно перефразировать – «будешь счастлив сам, и вокруг тебя тысячи станут счастливыми», причем не только в этой жизни, но и в вечности. Как этого достичь? – стать подвижником – последователем делания Святых Отцов, стремившихся к большему единению с Господом и уподоблении Ему в святости жития.

Но, часто по инерции, по привычке человек все-таки согрешает. И тогда ему предлежит покаяться в содеянном – придти в Православную Церковь и исповедовать то, что сделал (т.е. то, что пошло в нем против Промысла Божьего, против заповедей Господних). И впредь стараться больше так не делать, но продолжать жить в уповании на Бога – Промыслителя. Но надо правильно каяться и жить после покаяния. Надо исповеданные грехи продолжать «оплакивать», чтобы потом было очень хорошо на душе от очищенной совести, которая марается по привычке и имеются «греховные расположения», которые есть очень плохое поведение. Это означает, что человеку нужно постоянное покаяние, которое врачуется «постом на дыхание» и молитвой, которая в Православии называется «молитвой Иисусовой».

Но, чтобы радость бытия с Богом была нам действительно причастна, человеку необходимо Причащаться (1-2 раза в месяц). И каждое воскресенье неопустительно (когда нет уважительных причин не пойти), необходимо приходить утром на службу (а лучше еще и на кануне – вечером побывать на Богослужении, т.к. празднование начинается с вечера). В Церкви собираются люди, чтобы вместе, соборно Господа славить, благодарить, просить о помиловании и прощении грехов , о вспоможении в делах, молиться о ближних – живых и усопших, о мире всего мира и проч. И, предав себя и ближних в «руце Божии», верить, что Господь управит все наилучшим образом.

А те, кто ленятся совсем в Храм идти, или ходят выборочно – не регулярно, или не на службу, а так, - свечку поставить – они, кроме всего прочего, как плохие родители и неблагодарные дети. Почему плохие родители? – Потому что о своих ближних, о коих нам надлежит заботиться родительским попечением – не хотят помолиться (а соборная молитва – самая сильная, она посылает тем, о ком молятся благодать не грешить, делает их мирнее, благодушнее; усопших – из ада вымаливает; здоровье поправляется). А дети неблагодарные – потому что поблагодарить Бога не приходят. А мы должны быть благодарны Ему за все – начиная, если можно так сказать – что сделали еще один вдох, и кончая ради нас соделанному делу Спасения – путем претерпения Крестных Страданий, которое нужно было, чтобы искупить наши грехи – примирить человека с Богом Отцом. А ведь в данный момент все Небеса славят и воспевают Господа, все Ангелы, Святые. И вот в этом славлении Бога и наше бытие должно проходить – это делание «будущего века». Они потому Бога славят, что с каждым моментом все больше и больше получают любви от Господа, все ближе приближаются к Нему и все радостнее их бытие. И они просто не могут не благодарить, не пето Ему «песнь хвалебную». Вот, человек занимается чем-то – например, ест или читает, а в это время на Небесах на разные голоса поет хор восторгающихся святостью Бога небожителей. И нам подобает также Господа благодарить, уподобляясь им, ведь мы – наследники Царства Небесного, и уже сейчас «имеем право совести» надеяться на спасение наших душ. И это достойно благодарения и прославления. Как сказано: «Пожри жертву хвалы, и спасу тебя, и прославиши Мя». А благодарному, как известно, большее вспоможение бывает. Противоположным благодарению является уныние, от которого человек всеми грехами может согрешать. А уныние – от «невверения» себя Богу. А кто вверил себя Ему – тот очень благодарен и счастлив, и рад и своим счастьем (благодушием) делится с ближними, как бы невидимо сообщая и им ту радость, которой живет.

В общем, чтобы стать счастливым прямо сейчас, надо стать благодарным и славить Бога. И это будет истинное правильное делание, справедливое.

Но, чтобы лучше было понимание, Что же сделал для нас Бог, надо посмотреть, а что же в действительности тогда произошло, почему это так важно для нас.

Начнем с древности. Тогда, боясь ответственности за соделаные проступки, древние люди стали приносить жертвы за них. Это были непорочные (без изъянов) животные, лучшие плоды. Т.е. в этом жертвоприношении человек, кроме всего прочего, лишал себя того, что он приносил в жертву – это было как бы наказанием – платой за соделанное им зло. Но эти жертвы не были способны оправдать вполне человека перед Богом, т.к. плата за грех – смерть.

Что же сделал Господь? – Он за человека (вместо человека, которому надлежало бы умереть за грехи), принес в Жертву (пожертвовал) Своего Сына, что полностью удовлетворило Правосудие – т.е. за человека лишается жизни «Человек без какого либо изъяна» - т.е. – Непорочный. Так вот, крещенные – это те, кто однажды уподобились жившим раньше, в дохристианскую эпоху людям, которые за свои грехи приносили жертвы. Только здесь принесена Жертва была единожды, но за всех сразу. Так вот в Таинстве Крещения человек, в Господе Иисусе Христе восходит как бы с ним (в Его лице) на Крест.

Сейчас у современного человека, атеистически воспитанного (а это стало возможным после технического прогресса, развитии науки, которая, хоть и не доказала, что Бога нет, но и что Он есть – тоже) нет потребности в искуплении своих грехов, ему кажется, что он итак – никого не грабил, не убивал и проч. – значит он – хороший. А в Церковь ходить не надо – главное, что у него «Бог в душе» - т.е. он, видимо, имеет ввиду свою совесть – что она у него есть. Но, потому столько несчастных судеб, разрушенных семей и проч. неустройств, что нет искупления замаранной совести, чей голос человек слышит и по праву называет его Божиим в себе. Человек чувствует тоску, депрессию, переживает разного рода неврозы, истерии и проч. ему не хватает жертвы – искупления соделанных им грехов. Раньше с этим было проще – люди приносили жертвы, т.к. верили в существование Творца, а современным людям внушили, что они появились сами собой. Но это абсурд. Представим себе кастрюлю с манной кашей, в которую насыпали порошок какао, и стали все перемешивать. Что получится в конце концов? – Однородная масса коричневого цвета. О чем это говорит? – О том, что не может хаос породить никакие организмы, он был бы способен только «размешивать».

Поэтому современному неверующему человеку очень тяжело – ему его совесть не дает покоя. От этого пьянство, наркомания, большой процент людей с дивиантным поведением и отклонениями в психике. Это ад «прижизненный», у человека «болит душа» и нечем эту боль утишить. Необходима Искупительная Жертва, чтобы человек стал счастливым (искупленным). Об этом и было благовестие апостолов Христовых – они проповедовали людям, страдающим от мук совести и потому бывших несчастными уже в этой жизни, что «они Искуплены». Вот она – благая весть. Самим апостолам, бывшим со Христом – Начальником жизни было позволено не поститься. Они поэтому называются апостолами, (видимо « а-пост(олы)», обозначает «непостящиеся»). Это им было позволено, т.к. с ними был Сам Бог, и на это время им незачем было поститься. Но, сказано, что когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься. Это к тому, что некоторые никак не хотят поститься – ущемлять себя в еде. А ведь в посте заключена необходимость упражнения в воздержании, т.е. соблюдении условий, необходимых для примирения совести с Творцом, непослушание Которому первыми людьми выразилось в нарушении заповеди «не вкушать». Ведь этой заповедью человек охранялся от полного отпадения от Господа, как это сделал первый падший аггел, и остальные, кто последовал за ним. Значит, соблюдение поста помогает человеку ограждаться от более серьезных грехов. Упражнение в посте делает душу устойчивее в искушениях, касающихся своеволия, невоздержания, непочитания и проч. Здесь не говорится сейчас еще и о пользе его для здоровья.

Но вернемся к Искупительной Крестной Жертве. Можно сказать, что крещенный человек (сразу же после крещения или позже, когда созреет до того, чтобы стать Христианином не по званию, а по истине), однажды взойдя на Крест со Христом, продолжает как бы на нем висеть в лице Иисуса Христа, умирая за свои грехи. Человек тогда, если живет с таким пониманием, становится смиренным, кротким, стяживающим многие добродетели и очищающимся от прежних грехов и страстей. Все. Пришло для него время расплаты – надо «висеть на кресте, умирая со Христом всю жизнь». а умирать надо для мира, для временной этой жизни.

Если же человек опять согрешает, то, обратившись к покаянию и исправлению, как бы приходит ко Христу и начинает Ему причинять еще новые страдания. А если человек грешит и не кается, то тогда ему предстоит самому «ответ держать» за неискупленные грехи. Вот и получается, что если согрешаешь и каешься - то Господь страдания принимает за новые грехи человека. Но, если человек не кается, то в ад пойдет. Может быть, жалея Бога, человек был бы согласен сам пострадать за свои грехи, но у него нет «таких полномочий», это может сделать только Безгрешный Бог. Поэтому, человеку не стоит быть легкомысленным, чтобы своими грехами не причинять новых страданий Господу, а для этого необходимо вверить себя Богу, чтобы минимизировать возможности согрешений (т.к. тогда «незачем будет грешить»). И к тому же, чем больше человек кается, тем выше, ближе к Богу становится, а точнее, Бог больше начинает ему открываться, т.к. переходя с «уровня на уровень», у человека открываются все более тонкие грехи, которые ему нужно будет исповедовать, а значит, Господу Иисусу Христу придется и за них принимать страдания, тем самым, все более уподобляя человека Себе, т.к. человек тогда сам больше Господу открывается, обнажая те места, «где Господа не хватает» (Его помощи, благодати) и туда попадает свет Истины и врачует душу. А Истина одна – что все будет хорошо, т.к. благ Господь. И в этом и утешение и врачевание, т.к. согрешает только неверующий человек, а вверивший себя Богу человек не имеет уныния, от которого всеми грехами способен становится согрешить, но имеет надежду на спасение, которая делает душу благостной, любящей, доброй, от чего исполняется «весь Закон и пророки».

Все кажется таким легким – веруй и все! Но на деле главный враг человека – забвение, которое бывает от мирской суеты. Тогда человек уподобляется слепому, который ходит «вокруг горы с алмазами» и не понимает, где находится и потому не ценит то, что ему дано и чем он может пользоваться. Ведь для человека Распятый Господь – это все для него – в Иисусе Христе основание Вечной Жизни. Но человек осуетившийся лишает себя упования. Но, не смотря на то, помнит ли человек о смысле жизни (стать счастливым – быть в Эйфстории), или не помнит, но Господин всегда рядом. Он никогда не покидает человека. Только человек может быть слеп и глух и потому не замечает Того, Кто с ним рядом находится. Причем Его близость к человеку невероятна. Если бы человек это понимал, то все помышление его было бы направленно на Господина, который «близ есть», тогда бы у него было бы благоговение, страх и любовь к Нему. А так, в забвении находясь, человек становится равнодушным, холодным, а поэтому и неблагодарным, игнорирующим Заповеди Божии, которыми он мог бы Господу своему угодить. И этой своей «теплохладностью», он лишает себя многих добродетелей, которые мог бы стяжать, если был бы повнимательнее к тому, что он находится в соприсутствии Божием. Который, как сказано в Святом Евангелии «стоит и стучит (у двери сердца), и кто отворит, к тому Он войдет и Обитель Себе сотворит». Т.е. «дверь затворенная» - это равнодушие. А горячее, благоговейное сердце имеет постоянно обращенный взор ко Господу, и потому и «дверь отворена» у него.

Есть еще сравнение души с «Невестой Жениха – Иисуса Христа». Это означает, что, как если невеста будет от Жениха отходить вниманием на кого-то другого, то тогда это будет считаться изменой, предательством. Т.е. упованием на Бога, вверением себя Ему, человек уподобляется «невесте», которую Жених ведет на брак. И пока они идут, невесте никак не приличествует «смотреть по сторонам» и чем-то еще интересоваться (т.е. отвлекаться от Жениха).

Т.е., можно сказать, что уверовавшая душа автоматически становится Невестой Христовой.

А если человек имеет в миру жену или мужа, то жена вверяет себя мужу (показывая доверие (вверение себя ) Богу, доверившись мужу, который вверился Богу и через это душа каждого из них вверена Богу – и, значит их души являются невестами Христовыми, только опосредованно.

И бывает в жизни, что кто-то из супругов отвергает эту «вверенность» - т.е. перестает доверять свое бытие Промыслителю, и, тем самым, сходя с Креста, с помощью которого бы происходило выправление души, и начинает жизнь проводить «по собственному усмотрению», и в этом противление Божией воле (да еще и раздоры, несогласия в семье).

А если человек «на стороне» находит себе пару, то это значит, что он тем самым показывает, что то, что ему было Богом дано – им отвергается и уже не только супругу, человек изменяет, но и Богу. Хотя этот супруг был ему Богом дан и все, что не устраивало изменника, было попущено для его духовного роста, это должно было сделать его душу смиреннее и приближеннее к Отцу Небесному. И душа человека, призванная быть невестой Христовой, в этом как бы изменяет Христу.

Но тот, кто сохраняет верность второй своей половине, показывает тем самым верность Богу.

Но, чтобы миновать «смиряющие человека обстоятельства», нужно самому, не дожидаясь их, начать работать над собой, преуспевая в «жертвенности» и в «вере» (вверении себя и ближних Богу). Тогда супруг перестанет, например, пить (а пьянство бывает часто от саможаления), и за праведное (вверенное Богу житие) – и вся семья будет освящаться – т.е. приводиться ко спасению, т.к. верующий (вверивший Богу себя) супруг вверяет Богу все, что его касается, а значит и своих близких (и детей в том числе).

И сколько существует на свете «верующих» христиан, которые на деле-то неверующие, т.к. хотят, чтобы было не как надо (по Богу), но как им видится правильным. А воля Божия бывает часто явлена человеку через его ближних, т.е. в монастыре, например, послушным надо быть не только начальствующим, но и братии. И получается, что эти неверующие христиане уподобляются язычникам, которые тоже верят, что «что-то там есть». Но, как сказано у Апостола Иоанна Богослова, что, если у верующего не может быть никаких опасностей – даже если и змея укусит, то не умрет человек. Поэтому надо иметь веру, которая бы творила чудеса. А иначе это не «вера», но неверие.