Предмет возрастной психологии. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии, ее задачи.
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Предметом психологии развития является возрастная изменчивость психики.
Эта изменчивость характеризуется тем, что: - возрастная изменчивость психики отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни; - возрастные особенности психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития, стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реальных форм деятельности и их конкретного содержания.
Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и использовать эти закономерности для решения современных задач возрастной психологии.
Современное общество в условиях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.
Прикладное значение и теоретическое значение возрастной психологии тесно связаны. Как практика оказывает влияние на теорию, так и наоборот. Возрастание значимости связано со многими причинами: обучение и педагогическая деятельность (значение отводится возрастному нормированию по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в процессе обучения и в других видах деятельности); производство – труд (творческий потенциал, работоспособность на протяжении сознательной деятельности); практическая работа в сфере общения; клиническая диагностика в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы; акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, деятельностных, а также санитарно-гигиенических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку системы возрастного нормирования.
В возрастной психологии решаются три группы задач: научно-исследовательские, диагностические и коррекционные: 1) исследовательские задачи (рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни, на уровне рассмотрения проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека). 2) диагностические задачи (их рассмотрение позволяет распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития). 3) коррекционные задачи (ориентированы на исправление и удаление дефектов или причины отклонения в психическом развитии (семейные условия и др.)). Решение этого рода задач осуществляется путем психологических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экспериментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека.