Предмет возрастной психологии. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии, ее задачи.

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Предметом психологии развития является возрастная изменчивость психики.

Эта изменчивость характеризуется тем, что: - возрастная изменчивость психи­ки отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни; - возрастные особенности психики проявляются в единстве с их индивидуаль­ной вариативностью на каждом этапе развития, стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реаль­ных форм деятельности и их конкретного содержания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие за­кономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и исполь­зовать эти закономерности для решения современных задач возрастной психологии.

Современное общество в усло­виях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ре­сурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.

Прикладное значение и теоретическое значение возрастной психологии тесно связаны. Как практика оказывает влияние на теорию, так и наоборот. Возрастание значимости связано со многими причинами: обучение и педагогическая деятельность (значение отводится возрастному нор­мированию по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в про­цессе обучения и в других видах деятельности); производство – труд (творческий потенциал, работоспособность на протяжении сознательной деятельности); практическая работа в сфере общения; клиническая диагностика в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы; акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием цело­го комплекса социально-экономических, деятельностных, а также санитарно-гигие­нических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку сис­темы возрастного нормирования.

В возрастной психологии решаются три группы задач: науч­но-исследовательские, диагностические и коррекционные: 1) исследовательские задачи (рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни, на уровне рассмотрения проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофи­зиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяже­нии всего жизненного цикла человека). 2) диагностические задачи (их рассмотрение позволяет распознавать и оценивать сте­пень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом раз­витии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психическо­го развития). 3) коррекционные задачи (ориентированы на исправление и удаление дефектов или причины отклонения в психическом развитии (семейные условия и др.)). Решение этого рода задач осуществляется путем психоло­гических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экс­периментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей че­ловека.