Анализ эмпирических данных

Перед тем как приступить к описанию анализа результатов исследования, необходимо напомнить, что наше исследование проводилось для получения экспертной оценки происходящих событий в сфере высшего образования и обсуждения возможных тенденций, навеянных информационной эпохой.

В наши задачи не входило вывести какую-либо типологию опрашиваемых респондентов. Для нашего исследования было значимо дополнить описанную выше теоретическую модель недостающими данными, а также подтвердить или опровергнуть выделяемую нами тенденцию влияния доступа к высшему образованию на формирование неравенства знания.

В ходе исследования все 25 респондентов подтвердили тезис о том, что современное российское общество, с оговорками, но можно назвать информационным.

 

«Я считаю, что последние 10 лет, как нельзя, кстати, можно назвать информационным обществом. Информацией пронизаны все области нашей жизнедеятельности».(Саша ,МИРЭА)

«Последствия глобализации сказываются на российском обществе. Растет роль информации». (Дима)

«Назвать наше общество информационным можно, так как развита сфера компьютерных технологий. Огромное количество информационных факторов». ( Саша, соц)

«- Как Вы считаете, является ли наше общество информационным?

-Ну, я встречался с такой формулировкой. Ну я думаю что…можно. С оговорками, но можно». (Антон)

Четверо из опрашиваемых выказали сомнение по поводу того, что в целом российское общество является информационным (обществом правильного потребления знания).

 

«Информационное общество считается верхом цивилизации на данный момент. Что-то со школы подсказывает, что мы ещё не достигли этого уровня. Информационное общество – общество практичного использования информации, а у нас оно на половину пустое». ( Алсу)

«21век – переход к информационному обществу. Но он не повсеместен…Россию нельзя причислить к обществу знания».(Женя)

«Мы называем наше общество информационным, только в том случае, если роль инфо в нём увеличивается и использование средств передачи инфо тоже достигает своего максимума». (Настя)

«Увеличение количества информационных технологий свидетельствует о характеристике информационного общества. Однако это не повсеместное явление».(Коля)

Они сделали акцент на том, что постиндустриальными можно назвать такие города как Москва и Санкт-Петербург, но обо всей России говорить не приходиться. Такая точка зрения вполне оправдана и отражает трезвый взгляд на вещи.

Одним из респондентов было высказано интересное мнение по поводу того, что информационное общество существует только для тех, кто непосредственно включен в информационный обмен путем электронных технологий.

« Для молодёжи существует такое понятие, так как они обладают навыками работы с информацией. Кто ими не обладает, тот не живет в информационном обществе».(Ирина)

К основным показателями того, что наше общество вступило в век информации наши респонденты выделяли следующее:

· рост электронных технологий,

· повышение роли информации,

· рост роли Интернета в жизни каждого человека,

· внедрение информационных технологий в повседневную сферу жизни человека

· повышение роли знания/научного знания,

· повышение значимости наличия диплома о высшем образовании;

Все, без исключения респонденты указывали на то, что информация на современном этапе развития общества играет весьма значимую роль.

Половина опрашиваемых обратила своё внимание на такой тип противостояния государств как информационная война, появление информационного бизнеса, в связи, с чем они приравнивали информацию к властному и экономическому ресурсам. Приведем примеры только некоторых из них:

«Большую роль играет информация. Существует информационная война. Манипуляция с помощью информации».(Лёня)

«Сегодня большинство людей учатся. Знания – это сила и т.д.»(Костя)

«Информация – материальная ценность. Существует информационный бизнес. Можно ощутить, сколько она стоит».(Алсу)

«Главный фактор – информация. Знания ценятся выше всего».(Женя)

«Кто владеет информацией – тот владеет миром». (Даша)

«Информация приобретает порой такой статус, когда она дороже денег, приравнивается к власти».(Дима)

«Главенствующая роль. Искажение информация как способ ведения информационной войны. Информация приобретает значение экономического критерия».(Оля)

«Информация – способ влияния».(Аня)

Много внимания каждый из респондентов уделял значимости Интернет-сети в наше время и её роли в жизни современного человека.

«Интернет повлиял отчасти на статус нашего общества». (Алсу)

«Интернет, содержащий устаревшую и неверную инфо, вызывает большее доверие, чем слова преподавателя сегодня». (Светлана)

«Всё делается через Интернет и без него как-то сложно. Да лично мы делаем намного меньше, чем раньше». (Даша)

«Вся информация сегодня в основном в Интернете. Все услуги через Интернет».(Владимир)

Респондентами было отмечено, что информационные технологии быстро внедрились в нашу повседневную жизнь и играют очень значимую роль для современного человека.

 

«Каковы критерии оценки достижение максимума использования информационных средств?

-Это скорее всего какая-то зависимость от них. Раньше я могла выйти на улицу – пообщаться с друзьями. А сейчас, когда я выхожу на улицу, то я вижу что каждый второй говорит по телефону или так или иначе имеет какой-то гаджет, чтобы передавать сообщение. То есть роль межличностных контактов снижается, роль непосредственного общения тоже снижается».(Настя)

«Если ИТ перестанут существовать, то мягко говоря, многие почувствуют себя неуютно. Мы всё привыкли делать через ИТ. Если современного городского человека поместить в деревню, после того как он освоиться на местности, и перейдет на рутинный уклад – тогда он почувствует информационный голод». (Даша)

Все опрашиваемые сделали акцент на том, что роль знания в наше время становится всё более важной. Современное общество устанавливает некий минимальный уровень тех знаний, с которыми должен быть знаком каждый его член. Стоит отметить, что по сравнению с прошлыми десятилетиями данный первоначальный капитал знаний намного объемнее того, который был необходим советскому человеку.

Также, был задан вопрос по поводу того, можно ли назвать наше общество – «обществом знания». Однако если информационным современное российское общество называли практически без явных признаков сомнения, то «обществом знания» его назвать не спешили. Для этого приходилось делать некоторую ремарку с отсылкой на понимание понятия «общество знаний» Болонским процессом. Хотя, после данной ремарки мнение, высказанное респондентом не становилось определеннее.

«Частично реально. Знания играют первостепенную роль. Каждый день разрабатывается что-то новое».(Даша)

При этом все без исключения опрашиваемые указали на непрерывный характер образования в наше время. Необходимо отметить, что под непрерывностью образования подразумевался процесс саморазвития и самообразования. Зачастую данный процесс опосредован информационными технологиями и осуществляется путем коммуникации ( интерперсональной ,либо интраперсональной) в сети Интернет. Отсюда можно заключить следующее: сама формулировка и присвоение современному российскому обществу статуса «общество знаний» не является приемлемой, однако тенденция саморазвития и самообразования, отмеченная респондентами свидетельствует о зарождении такого типа общества.

Стоит обратить внимание на то, что некоторые опрашиваемые не считают положительным отмечаемый тренд с установкой на саморазвитие индивида в силу того, что данное явление не подразумевает под собой качественный прирост знаний, а является лишь количественным фактором.

 

«Саморазвитие как грязь. Каждую чушь считают за саморазвитие». (Алсу)

«Мне смешно, как многие люди сейчас учатся всё время, а воз и ныне там. Придите в любую организацию у людей по 5-10 дипломов и это ещё не всё…Люди учатся, учатся, а качество? Концепция научающей организации повлияла на качество. Нужно время чтобы осмыслить хотя бы один вид обучения». (Елена)

Следует отметить, что некоторые опрашиваемые разграничивали такие понятия как информация и знание.

 

«Информационная осведомленность и образование не тождественные, но очень близкие вещи. Сегодня человек без образования считается никем.

Знание – это та информация, которая подходит человеку, которую он усваивает легко, готов применить на пользу себе и другим. А если получаемая информация вредит человеку или окружающим, то уже не знание – это нечто другое. Информация включает в себя знание».(Костя)

«Знание предполагает не только информационную наполненность головы, а также они предполагают высокий моральный уровень».(Женя)

«Источников информации стало так много и они очень доступны. Информации больше чем знаний и это факт».(Елена)

В связи с этим можно сделать промежуточный вывод о том, что роль знания в наше время становится ярко выраженной. На фоне роста значимости информационного ресурса для каждого отдельного индивида и общества в целом, возрастает значимость знания как некоторой суммы достоверной информации, способствующей выработке того или иного навыка или умения.

Также возрастает роль факта, свидетельствующего о наличии высшего образования, то есть наличие диплома. По мнению опрашиваемых, наличие данного документа, подтверждающего процесс получения образования в том или ином высшем учебном заведении в настоящее время является обязательным качеством, присущим современному человеку, стремящегося к чему-то в жизни.

 

«Диплом - необходимое условие, указывающее на предположительный уровень знания».(Диана)

«Диплом – формальность».(Женя)

«Диплом как корочки. Навыки, полученные в университете важнее. Необходимая формальность. Знак того, что человек стремился к чему-то».(Аня)

«Мало что дает. Но это минимальная гарантия о том, что человек что-то имеет в голове. Способен применять знания».(Костя)

«Отражение себя, как галочка».(Оля)

Отмечался тот факт, что многие идут получать высшее образование не в силу того, что имеют желание и способности к обучению, а просто следуют той тенденции, которая сформировалась в современном российском обществе.

 

«Всё больше людей получают высшее образование и тот, у кого его нет – страдает, я бы страдала».(Ирина)

«Высшее образование просто как инструмент достижения каких-то жизненных целей. То есть, если бы можно было в техникуме эти цели достигать. То есть сам факт, что образование высшее не имеет никакого значения. Имеет значение то, что в представлении других людей тот, кто не имеет высшего образования, не представляет из себя ничего».(Антон)

«…И бедные ребята мучаются на социологическом факультете, когда им намного интересней работать руками».(Елена)

«Как фактор - ценности общества».( Саша, МИРЭА)

 

Необходимо отметить, что опрашиваемые основными факторами, влияющими на получение высшего образования, называли, в первую очередь, личностную мотивацию (14 из 25) и влияние социального окружения на человека (10 из 25).

 

«Воспитание, социальная среда. Старание, усидчивость».(Лёня)

«Лень мешает получать образование. Замотивированность». (Аня)

«Школьный уровень знаний и желание. Материальный уровень. Семья и ближайшее окружение».(Алсу)

Также отмечалось, что именно личностная мотивация и во многом личность педагога (3 из 25) оказывают влияние на интерес к получению и усвоению новых знаний.

 

«Всё начинается с воспитания. Роль учителя значима. Личная мотивация».(Женя)

«Личностна мотивация. Окружение – преподаватели».(Даша)

«Хороший учитель играет большую роль».(Коля)

Материальный фактор также был назван, однако на первое место его ставили 11 из 25 опрошенных.

На настоящее время материальный критерий играет ключевую роль в процессе получения высшего образования. Под ним респонденты зачастую подразумевали возможность поступления на бюджетной основе ( то есть наличие бюджетным месту вуза), возможность учащегося приехать на место обучения, наличие у вуза мест для жительства студентов, наличие стипендиального обеспечение учащегося, возможность семьи материально поддерживать учащегося.

Также было отмечено, что на качество получаемых знаний может оказать влияние материальный недостаток у обучающегося, который вынуждает его тратить время на восполнение бюджетного дефицита.

 

«Отсутствие параллельной работы влияет на доступ к знаниям». (Даша)

«Роль стипендии при образовательном процессе. Работающий студент меньше учится». (Алексей)

Необходимо отметить, что некоторые респонденты указали на то, что материальный фактор может иметь незначительное влияние, если высок фактор личной заинтересованности индивида.

 

«Материальный фактор может нивелироваться».(Коля)

«Личное стремление преодолевает все преграды».(Елена)

Диплом о высшем образовании на сегодняшний день становится показателем того, что человек включен в систему весьма значимых на сегодня для общества ценностей. Однако диплом в наше время приобрел иную роль, отличную от той, которая была присуща ему пару десятков лет назад. Сегодня диплом – это пропускной билет в жизнь и расширение спектра возможностей человека. Раньше диплом о высшем образовании – это свидетельство о престиже и авторитете индивида.

Также интересным было высказанное мнение по поводу того, что в современной сфере образования намечается тенденция гуманитаризации знания. Однако, только два респондента отметили факт создания системности образования, что говорит о слабом проявлении отмечаемого явления.

 

«Современное общество концентрирует своё внимание на междисциплинарном подходе. Имеет место быть тенденция к возвращению универсального знания».(Саша,соц.)

«Тенденция гуманитаризации знания».(Дима)

Также один респондент отметил то, на настоящий момент все классические науки исчерпали себя ( кроме технических, продолжающих развитие по инерции). За эти процессом, как неизбежность, следуют освоение междисциплинарных областей знания, что предполагает под собой некую системность и универсальность знания.

 

«Современный мир, он весь развивается на гранях. Прямые пути уже изучены, а вот на стыках нужно искать и можно применить свои способности, даже с несоответствующим образованием».(Ирина, эко)

По блоку, который был посвящен определению состояния современного российского общества, а точнее выяснению того, является ли наше общество информационным можно сделать следующие выводы:

· Современное российского общество можно назвать информационным;

· Основным критерием определения общества как информационного является развитость и уровень распространения информационных технологий;

· Отмечается повышение уровня значимости роли информации в современном обществе, степени её распространенности и воздействия на людей;

· Информация в современном российском обществе – это своеобразный ресурс, предполагающий накопление и зачастую выполняющий роль дефицитного блага;

· Знание и информация – это разные понятия. Информация – понятие, имеющее более широкое определение, чем знание. Знание – это практически полезная информация.

· Повышаются требования к уровню знания граждан России. Высшее образование становиться в некотором смысле обязательной ступенью обучения человека.

· Процесс получения образования имеет непрерывный характер;

· Трансформация роли информации влечет за собой изменение роли знания. Происходит вычленение такой формы неравенства как неравенство знаний. Оно становиться более явным и знаковым в современном российском обществе. Хотя неравенство знаний всегда существовало, на латентном уровне, косвенно соотносясь с другими формами социального неравенства.

Современное российское общество, вступившее в эпоху Информации претерпевает некоторые изменение, связанные с повышением роли информационного ресурса. Рост и степень распространения информационных технологий по просторам страны провели к тому, что в процесс потребления информации втянуто всё государство. Лишь за редким исключением можно встретить человека, не имеющего средств связи, с прямым выходом в сеть Интернет.

Век информации накладывает определенного рода требования, предъявляемые к его членам. Такими требованиями становиться:

· навык владения информационными средствами связи;

· умение ориентироваться в информационных потоках, быстрый поиск нужной информации;

· фильтрования получаемой информации и вычленения из неё знания,

· умение создавать новую информацию;

· умение постоянно быть готовым к восприятию новой информации, обучаемость;

· умение применять полученные знания;

В процессе сбора эмпирических данных респондентам задавался вопрос, посвященный тому, какие навыки работы с информацией даёт высшее образование. Как выяснилось, человек с высшим образованием соответствует большей части указанных выше требований как нельзя лучше.

Что касается первого пункта, а именно навыка владения информационными средствами связи, то образование косвенно влияет на наличие данного умения. Респондентами отмечалось, что навык работы с информационными средствами связи в настоящее время является неотъемлемым свойством молодёжи и детей. Старшее поколение в большей своей части не стремится к освоению данного навыка. Однако, люди, так или иначе причастные к сфере высшего образования имеют тот или иной уровень освоения средств информации.

«Различия есть не в технике владения поиском, потому что любой человек может неплохо наловчиться управлять современными технологиями».(Саша,МИРЭА)

Второй пункт требований - умение ориентироваться в информационных потоках и быстрый поиск нужной информации, уже в большей степени коррелирует с уровнем образования, полученным респондентом. Образованный человек лучше ориентируется в информационном пространстве, но только если он преследует определенную цель, непосредственно связанную с родом его деятельности, его специальностью. В остальном же, он ничем не отличен от человека, не имеющего должного уровня образования.

 

«Человек лучше ориентируется в информационном пространстве не постольку как он ходил в библиотеки, а постольку как он для получения образования пользуется медийными и техническими средствами при получении этого образования. Естественно , что в таком случае, он больше ориентирован в информационном потоке и лучше в нем разбирается. Есть глобальный вопрос – ориентироваться в потоке информации вообще и в этом плане высшее образование не делает человека знатоком как ориентироваться политической, культурной, специальной и т.п.. Но в частных каких-то вопросах, да он лучше».(Антон)

«Разница, разве что ли, в формировании поискового запроса. Человек с высшим образованием скорее всего, за меньшее количество шагов найдет нужную ему информацию. Его запрос будет чётко-сформулированная фраза».(Саша,МИРЭА)

«В Яндексе, одно время, было доступно приложение, вероятностно указывало на твой социальный портрет. По запросу в поисковой строке он угадывал в большинстве случаев со 100% вероятностью».(Даша)

«Качество поиска, осознанность поиска информации. Он преследует совсем иные цели. Это в меньшей степени развлечение, а в большой степени подчерпывание информации. Он лучше осознает, как нужно исследовать Интернет для своего развития».(Коля)

«Человек образованный свободно владеет инфо. Он знает, где её искать и как её использовать. Информация становится его личным инструментом».(Костя)

«Наличие широкой теоретической базы после вуза, в которой ты хорошо ориентируешься».(Алсу)

Трое из опрашиваемых указали на то, что человек с высшим образованием способен к выбору ориентира в сфере досуга больше, чем не имеющий такового.

 

«В досуговой сфере всегда есть конкретика и подбор возможностей».(Оля)

«Человек без образования будет больше проходить по развлекательным ссылкам».(Даша)

«Определенного рода преимущество. Быстрая работа с данными для личного отдыха».(Диана)

Что касается третьего требования, то влияние высшего образования на способность человека отсеивать лишнюю информацию довольно значимо. Большая часть респондентов указывала на способность образованных людей критически воспринимать транслируемую информацию и отсекать лишние данные. Был задан вопрос: Какие навыки работы с информацией даёт высшее образования?

 

«Высшее образование помогает критически воспринимать информацию идущую извне».(Саша,МИРЭА)

«Умение систематизировать, отбрасывать лишнее. Определение по качеству источника. Быстрое усвоение информации».(Саша,соц)

«Отсечение лишней информации».(Саша,ВМК)

«Умение работать с информацией, разделять и анализировать её. Противостояние манипуляционным атакам через информацию. Осознание используемой информации».(Костя)

«С развитием Интернета много недостоверных источников появляется в сети. При этом уровень доверия к популярным ссылкам высок у тех, кто не владеет базовыми знаниями по данной теме».(Лёня)

«Умение фильтровать информацию в Интернете».(Дима)

Что касается четвертого пункта, то умение создавать новую информацию, а точнее наличие данного умения у человека с высшим образованием не называлось прямо. Однако, часть респондентов в своих ответах косвенно упоминала о данном умении, а именно обращая внимание на коммуникацию научных сообществ и отдельных учёных в сети Интернет.

 

«Позволяет обмениваться данными и общаться. Причем на научные темы. Недаром распространены всякие онлайн-конференции, через скайп. У физиков, например, существует банк, куда они выкладывают всякие научные статьи. Если у тебя есть ссылка, то открыт. Со стороны это неинтересно читать».(Катя)

«Навыки работы и общения с людьми. Навыки получения научных знаний».(Аня)

Именно посредством процесса коммуникации зачастую происходит прирост научного теоретического знания. Наличие высшего образования непосредственно даёт возможность человеку заниматься научной деятельностью, тем самым влиять на прирост научного знания, которое в последующем может быть внедрено в информационное пространство.

Умение постоянно быть готовым к восприятию информации, постоянная готовность к обучению в наше время являются значимым качествами современного человека. По мнению респондентов, человек, имеющий фундаментальное высшее образование способен за небольшой промежуток времени освоить новую специальность, даже кардинально отличную от той, на которой он обучался.

 

«Возможность построить свою карьеру, свою жизнь. Умение запоминать и ориентироваться. Знания из различных областей. Умение взаимодействовать с людьми. Гибкость». (Саша, соц.)

«Быстрая адаптация к новым условиям. Темпы развития нужных навыков у человека с высшим образованием выше». (Коля)

«Образование становится более узким. Сейчас время когда больше востребованы прикладники. Хороший специалист должен иметь хороший фундамент. Умение учится – основное и главное, что дает университет». (Катя)

«Люди учатся учиться, воспринимать большой поток информации в короткие сроки. Расширение кругозора».(Дима)

«Наличие широкой теоретической базы после вуза, в которой ты хорошо ориентируешься».(Алсу)

Умение применять полученные знания – самый важный навык на сегодняшний день. В сфере образования наметилась тенденция, ведущая к тому, что система образования начинает уделять больше времени на рассмотрение прикладных дисциплин, в ущерб изучения фундаментальных. По мнению респондентов, данный процесс связан с тем, что 1) все прямые пути уже исхожены, 2)современный работодатель делает запрос на готового к реальной работе специалиста.

 

«Современный мир, он весь развивается на гранях. Прямые пути уже изучены, а во на стыках нужно искать и можно применить свои способности».( Ирина)

«Подразумевается, всё-таки, что любое образование должно быть прикладным, и оно должно находить своё применение в обществе. Уровень знаний подавляется умением применения знаний».(Саша, соц.)

«Образование становится более узким. Слишком узким. Теряется общий уровень. Мои студенты – математики или физики - знают историю хуже, чем я (хотя не считаю, что знаю историю). Общий уровень образования упал». (Катя)

«Проблема в образовании. Низкое качество знаний у будущих педагогов. Процесс урезания знания при последующем поколении преподавателей. Отсутствие процесса передачи знаний в полном объеме».(Лёня)

Можно сделать вывод о том, что в идеальном варианте, человек с высшим образованием соответствует требованиям, предъявляемым к индивиду в эпоху информационного общества. Стоит отметить, что образованный человек имеет больше шансов на то, чтобы занимать высокую позицию в социальной структуре общества информации.

Однако, реалии современного российского общества, отраженные во взглядах опрашиваемых свидетельствуют о том, что далеко не каждый человек с дипломом о высшем образовании может претендовать на высокий статус. На сложившую ситуацию оказывают влияние следующего рода процессы:

· Повышение доступности получения высшего образования, путем увеличение числа вузов, снизило уровень его качества;

· Повышение роли саморазвития привело к пренебрежительному отношению к получаемым знаниям в высшем учебном заведении;

· Доступность источников информации повлияла на пренебрежительное отношение к ним;

· Необходимость воспринимать большие потоки информации за короткие временные промежутки не дает материалу усваиваться.

Согласно мнению респондентов, повышение числа высших учебных заведений (зачастую за счёт возникновения частных вузов) в России привело к тому, что уровень качества образования начал стремительно падать. В последствие критерии отбора на места в вуз стали понижаться, что начало носить хронический характер.

 

«На сегодняшний день мы не можем никого отчислить. Двоечники просто не хотят учиться. Они понимают, что их просто не отчислят. Дети перестали раздумывать, рассуждать. Любой вуз – отдельное структурное подразделение, которое должно выжить».(Светлана)

«Массовость вузов с одной стороны обесценивание знаний, с другой – доступ социально для ограниченных слоев. Взрослые люди имеют возможность получать образование. Критерии оценки знаний изменились, относительно системы СССР».(Алсу)

«Проблема в образовании. Низкое качество знаний у будущих педагогов». (Лёня)

«Образование и его ценность изменялись в соответствии законом дефицитного блага». (Саша,соц.)

«На рынок труда выходят люди без знаний».(Даша)

«Академическое образование должно было закладывать систему обучения, которая помогала улавливать некие волны, позывы среды и направление своего совершенствования».(Елена)

«Высшее образование всегда было общедоступным, во всяком случае, формально. Оно стало просто доступным и зачастую, здесь не надо глубоко копать. Это говорит о снижении уровня в высшем образовании, нежели о том у нас возникло чудесное общество философов, как в Атлантиде платоновской, где все люди мудры и стремятся к получению знаний. Естественно, что такое положение вещей связано с глубоким кризисом, чем с чем-то хорошим».(Антон)

«С повышением количества вузов ухудшилось отношение к высшему образованию».(Саша,ВМК)

«Некоторые люди имеют официально корочку, а то и несколько, но совершенно не умеют применить эти знания».(Ирина)

Данный процесс привел к скрытой форме дифференциации образованных людей, внутреннее деление, которое постепенно становиться более явным. Во многом данный процесс обусловлен узкой направленностью современного российского образования.

 

«Дихотомия в обществе на подобие людей и некий топ, гуманно обращающийся с полу-животными».(Ирина)

«Хотелось бы, конечно, чтобы отличались, но учитывая общий настрой, что образование всё-таки узкое, при первом разговоре не всегда вылезает. Послушав, когда разговаривают студенты, проходящие мимо, часто можно сказать, что это идут птушники. Учитывая темы, которые они обсуждают».( Катя)

Появилась потребность в специалистах узкого профиля. Получилось так, что корпорации постепенно становятся тем фильтром уровня знаний, которым раньше выступало государство, как основной работодатель.

 

«Работодатели вынуждены испытывать новых специалистов».(Костя)

Но в отличие от государства, в большинстве случаев, корпорации нацелены лишь на прибыль, следовательно, заинтересованы в работнике-исполнителе, а не свободномыслящем сотруднике, который имеет свое личностное мнение и ценности.

 

«В наше время все хотят прибыль. Прибыль - это результат. Если нам не хватит мозгов самим построить эффективную систему - она отстроится сама собой».(Ирина)

«Повышение роли образования связано с изменением каких-то ценностных ориентиров. С тем что, наверное, в какой-то момент совершенно стало невозможно найти достойную оплату в производственной сфере. Успех стал ассоциироваться с наличием высшего образования и работой в непроизводственной сфере деятельности».(Антон)

«Сегодня все зависит от области, по которой диплом. Куда человек идет работать – государственные или частные структуры. Во многом всё определяет состояние рынков труда».(Настя)

Отсюда можно выделить некую стимуляцию развития специальных практических навыков и урезание фундаментальных предметов из образовательной программы, а именно данный вид дисциплин способствует формированию критического мышления у учащихся. Следовательно, современная институт образования в России постепенно перестанет быть эффективным каналом способствующим повышению статуса индивида в информационном обществе, хотя изначально предполагалось обратное.

Повышение роли процесса саморазвития и самообразования, зачастую осуществляемых через сеть Интернет, в настоящее время, по мнению опрашиваемых, привел к тому, что ценность знания, которое преподается с кафедры вуза падает для общества. Появление дистанционного образования также оказало влияние на процесс снижения ценности знания. В связи с чем, авторитет человека с высшим образованием упал в глазах общественности. Однако название вуза и форма обучения продолжают играть значимую роль.

 

«-Можно сказать, что наша эпоха накладывает определенный отпечаток на систему образования? Всё должно быть быстро, компактно и как можно чётче, то есть содержательней?

-Нет, не содержательней, просто быстро. Всё должно быть таким, чтобы удержать внимание пользователя, но это тоже ошибочная стратегия, поскольку, если образование медийный продукт и его можно втюхать, то тогда нужно его подстраивать под пользователя.Но с другой стороны, если есть образовательный стандарт и у самого пользователя есть мотив этот стандарт выполнить, то ситуация не настолько плоха, что люди не могут сделать усилие над собой. То есть человек может сосредоточиться сидя у компьютера. При наличии должной мотивации сможет. Тут, смотря какие цели преследует образовательная система. Подписку? Просмотры? – это одно, они обеспечивают приток людей, желающих получить образование». (Антон)

Широкая доступность многих источников информации привела к тому, что знание, являющееся ранее дефицитным благом (книги, конспекты лекций и т.д.) становится чем-то обыденным и не столь ценным для человека. Наличие возможности в любое время иметь доступ к источнику данных привел к тому, что обращение к нему, в большинстве случаев, становится всё более редким, либо обусловлено актуальной потребностью.

 

«Доступность электронных библиотек не обеспечивает того, что эти знания будут получены. Они обеспечивают только то, что эти знания будут залиты на соответствующие девайсы. Вот что это обеспечивает. Если человек делает путь к нужному ему источнику информации в мгновение ока, значит, он не будет читать. Человек если приходит в настоящую библиотеку и находит там книги, то он их читает. А если через электронную библиотеку, он критирует кучу-кучу книг, ну и пролистывает их и на этом всё может и закончиться».(Антон)

«Дети перестали раздумывать, рассуждать…».(Светлана)

«Уникальная информация сейчас находиться в библиотеках. Загуглить можно всё что угодно, если уметь».(Саша, ВМК)

«Процесс получение образования в вузе больше направлен на формирование личности, чем создание упорядоченной базы знаний».(Саша, МИРЭА)

Информационная эпоха задает высокий темп распространение, потребления и переработки информации. Мы уже отметили, что каждый член общества вовлечен в данный процесс, если он имеет и использует информационные средства связи. С одной стороны быть в курсе последних новостей – это полезное качество, однако есть и обратная сторона данного процесса, а именно неспособность усвоения информации, а точнее знаний.

«Всё настолько ускорилось. Надо быстрей и быстрей, надо дать больше знаний. То, что за 5 лет надо в 4 засунуть. То есть скорей всего эта грань оценок размывается. То есть уже неважно, что ты такого там получил. Нет стремления, то есть нет «я хочу больше»».(Алсу)

«…глобальное влияние Интернета как информационного пространства заключается в том, что человек перестает удивлять долгое внимание какому-то одному виду информации».(Антон)

«Современный ритм не позволяет переработать инфо».(Елена)

«Если каждый философ прожил свою жизнь и наработал пол-инструмента. То, что нужно сделать современному человеку, чтобы восполнить потерянные знания по инструментам познания. Ничего нельзя сделать».(Ирина)

В заключение каждого интервью респондентам предлагалось сделать вывод о том, как наличие высшего образования (то есть реализация доступа к нему) оказало влияние на положения человека в социальной структуре современного российского общества. Все респонденты отмечали, что наличие высшего образования предположительно даёт человеку больше возможностей, однако, 20% опрашиваемых заключили, что высшее образование – это всего лишь заявка на успех, но не гарант.

«Доступ дает любому человеку большие возможности для повышения статуса, карьеры, самореализации, но не реализацию».(Саша, соц.)

«Положительное влияние , но не единицу. Диплом дает возможность работать специалистом. Специалист – наемный работник».(Миша)

«Даёт большие дополнительные возможности в современном обществе, но оно не гарантирует, что человек сможет состояться в обществе. Всё зависит от человека».(Саша, МИРЭА)

80 % опрашиваемых говорили о том, что высшее образование – это мощная ступень социальной лестницы, которая обеспечивает как минимум доход среднего уровня, уважение окружающих, обеспечивает некий культурный уровень( капитал знаний) человеку.

 

«Высшее образование обеспечивает средний уровень дохода, как минимум. Поддержание определенного культурного и материального уровня жизни. Дальше всё зависит чисто от везения».(Светлана)

Большая часть респондентов(23 из 25) отмечала, что человек с высшим образованием сегодня имеет больше возможностей, чем не имеющий такового.

«Университет – мощный канал социальной мобильности. В наше время человек без диплома ограничен».(Женя)

«Высшее образование свидетельствует о востребованности человека обществом. Что способствует повышению статуса человека».(Алсу)

«Умственные способности шире – больше возможностей».(Ирина)

Однако, во многом на положение человека в обществе оказывает влияние его умение применять полученные навыки и знания, навыки общения и сотрудничества с людьми, умение адаптироваться к новым условиям. При должном уровне старания данные навыки и умения целенаправленно вырабатываются в процессе обучения в высшей школе.

«Знания и навыки, полученные в процессе обучения во многих жизненных ситуациях дадут ему возможность быть над теми, кто не имеет высшее образование».(Саша, МИРЭА)

«Высшее образование может повышать только формальный статус, когда человек не имеет мотивации совершенствоваться во время обучения».(Елена)

В результате проведенного нами исследования «влияние доступа к высшему образованию на неравенство знаний», целью которого было определить состояние современного российского общества, понять роль и значения института образования и выяснить существует ли связь между доступом к высшему образованию и неравенством знаний получились следующие результаты:

Современное российское общество только по внешним признакам можно отнести к разряду информационного, такими признаками являются распространенность информационных технологий, приобретение экономикой сервисного характера, вовлеченность общества в процессы получения и обмена информацией через Интернет с использованием средств связи. Внутренние процессы, а именно трансформации, происходящие в сфере образования, такие как повышение значимости наличия высшего образования, увеличение числа способов получения образования, задействование сети Интернет в образовательном процессе носят лишь номинальный характер. Облик общества изменился, однако содержание начинает трансформироваться в противоположное, тому, что изначально следовало ожидать.

Хотя высока вероятность того, что выдвинутая нами в теоретико-методологической базе структура информационного общества будет реально-существующей в ближайшее время.

Что касается влияния доступности образования на неравенство знаний, то оно есть. Доступ к высшему образованию действительно оказывает влияние на появление на поле социальной структуры такой формы неравенства как неравенство знаний. Однако, с повышением доступа образования наблюдается дифференциация по образовательному критерию, что ведет к проявлению неравенства знаний, его закрепление на социальном уровне, хотя с повышением образованности населения следовало бы ожидать снижение уровня социального неравенства в обществе. Выявленная тенденция говорит о том, что количественный рост образованных людей не влияет на прирост людей, владеющих качественным знанием, которые могут иметь высокую статусную позицию в информационном обществе. Во многом это объясняется тем, что в основе процесса получения качественного знания лежит такой фактор, как личностная мотивация индивида.