ГЛАВА 9. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ СКИННЕРА

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания. В 1926 году он закончил Гамильтон-колледж, где специализировался в области английского языка, планируя стать писателем. В 1928 году Скиннер поступил в аспирантуру кафедры психологии Гарвардского университета и в 1931 году получил докторскую степень. С 1931 по 1936 год Скиннер работал в качестве научного сотрудника в лаборатории У. Дж. Крозье, выдающегося биолога-экспериментатора.
Скиннер занимал начальные академические должности с 1936 по 1945 год в университете штата Миннесота и с 1945 по 1948 год - в университете штата Индиана. В 1948 году он стал профессором психологии в Гарварде, где активно преподавал до 1974 года. Весь остаток жизни Скиннер продолжал писать и читать лекции. Он получил множество академических наград, в том числе в 1958 году - награду Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения.
Среди 19 книг, написанных Скиннером, можно выделить следующие: "Поведение организмов" (The Behavior of Organisms); Walden Two ("Уолден-два"), роман о поведенческой Утопии; "Наука и человеческое поведение" (Science and Human Behavior); "Вербальное поведение" (Verbal Behavior), книгу, которую он считал наиболее важной; "Режимы подкрепления" (Schedules of Reinforcement), книгу, написанную в соавторстве с С.Б. Ферстером; "Анализ поведения" (The Analysis of Behavior), программный учебник, написанный в соавторстве с Дж. Г. Холландом; "Случайное подкрепление" (Contingencies of Reinforcement); "По ту сторону свободы и достоинства" (Beyond Freedom and Dignity) и "Подробности моей жизни" (Particulars of My Life). Скиннер "всегда рассматривал собственную работу, а также науку вообще, как производное обстоятельств, случайно сложившихся в окружающей среде, а не как результат творческой сознательной деятельности" (Holland, 1992, р. 667).
Подобно Уотсону, Скиннер увлекался изучением науки, предметом рассмотрения которой является человеческое поведение, науки, имеющей дело с фактами и исследованиями закономерных отношений между событиями, происходящими в природе. В ходе экспериментов, проведенных Павловым и Уотсоном, изучалось классическое, или респонднтное, обусловливание, при котором организм пассивен в момент обусловливания. В 1913 году известный физиолог-экспериментатор Э. Л. Торндайк изложил закон эффекта, суть которого заключается в следующем: "Когда осуществляется способная изменяться связь между ситуацией и реакцией и эта связь влечет за собой удовлетворительное состояние дел, то сила этой связи возрастает; когда же данная связь осуществляется и влечет за собой неудовлетворительное состояние дел, сила этой связи уменьшается" (Thorndike, 1932, р. 176). Закон эффекта выходил за пределы обусловливания рефлексивных реакций, так как в нем делался акцент на том, что удовлетворительные или неудовлетворительные последствия связей влияют на характер этих связей.
Скиннер внес особый вклад в развитие психологии, так как он обнаружил, что последствия, или результаты, поведения имеют большое значение, и развил это положение. Скиннер предложил придерживаться следующего фундаментального принципа:
"Поведение формируется и сохраняется его последствиями" (Skinner, 1971, р. 23). Скиннер провел ряд экспериментов с целью конкретизации этого принципа. Он считал, что вышел за рамки стимула и реакции, чтобы учитывать воздействие окружающей среды на организм после проявления реакции. В данном разделе читатель сможет познакомиться с обзором основных концепций Скиннера, в основу которых легли результаты экспериментальных исследований поведения голубей и крыс. В заключение будет рассмотрено, какое значение имеют данные исследования для изучения человеческого поведения.