Нормативно-правовое регулирование тарифной политики ЖКХ

Основу региональных топливно-энергетических и коммунальных комплексов составляют инфраструктурные, технологические и локальные монополии. Монопольные виды деятельности - это сфера, в которой финансово-экономическая деятельность организаций осуществляется на основе тарифов, регулируемых государством. В условиях сложившихся в 90-х годах негативных явлений в российской экономике, органы власти при осуществлении тарифной политики были вынуждены жертвовать достижением долгосрочных целей восстановления и развития основных производственных фондов коммунальной инфраструктуры в целях решения неотложных проблем и смягчения социальной обстановки в регионах. Для пореформенного периода было характерно долговременное недофинансирование региональных энергетических комплексов и систем инженерной инфраструктуры. По существу "проедался" запас прочности, созданный в предшествующий период. Результатом этого стала нарастающая угроза надежному функционированию коммунальных систем жизнеобеспечения из-за их физического и морального износа. С постепенным изменением социально-экономических условий в регионах назрела необходимость изменения подобной политики. Сегодня вся система тарифного регулирования претерпевает коренные изменения, обусловленные, прежде всего, реформой энергетики, реформой ЖКХ, изменениями порядка регулирования цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, образующих региональную инфраструктуру. В федеральном законодательстве впервые появились нормативные правовые акты, рассматривающие в едином комплексе социальные, оперативные и долгосрочные аспекты ценового регулирования. Принятые в 2004-2009 гг. законы предполагают формирование сбалансированного подхода к созданию нормальной бизнес среды в региональных топливно-энергетических и коммунальных комплексах и системному решению социальных вопросов в сфере производства-потребления газа, электроэнергии, коммунальных услуг. Федеральные законы от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и № 211-ФЗ (определил изменения в законодательстве о государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию) ввели и определили следующее:

рассмотрение в едином комплексе "производственной программы" и "инвестиционной программы" регулируемых организаций, понятие "доступность услуг для потребителей",

инструменты развития систем жизнеобеспечения территорий и источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий энергетического и коммунального комплекса (возможность ввода инвестиционных надбавок к тарифам, платы за подключение к инфраструктурным системам),

согласованные по времени исполнения и результатам процедуры регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги организаций коммунального комплекса с процедурами регулирования надбавок к тарифам и платы за подключение.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" определил условия привлечения инвестиций в экономику РФ, в том числе в сферу ТЭК и ЖКХ, и инструменты организации долгосрочных отношений, связанных с инвестированием и возвратом привлеченных инвестиционных ресурсов. Неотъемлемой частью концессионного соглашения должен являться раздел "Порядок и условия установления и изменения цен (тарифов и надбавок к тарифам) на производимые товары и услуги в течение срока концессионного соглашения". Таким образом, реализация инвестиционных проектов по реконструкции объектов региональных систем коммунальной инфраструктуры и организация долгосрочных отношений между Инвестором, Собственником объекта инвестирования и органами государственной власти может осуществляться на основе Концессионного соглашения. Но для реализации закона, необходимо его дополнение развитыми региональными экономическими и процедурными механизмами, которые будут определять конкретный порядок и преемственность процедур ценового регулирования, обеспечивать инвесторам гарантированный возврат инвестиций и получение приемлемой доходности на инвестированный капитал, а потребителям - защиту от чрезмерного роста тарифной нагрузки.

В тарифном соглашении должны быть предусмотрены следующие разделы:

"Порядок формирования и установления тарифов в течение срока эксплуатации объекта".

"Обязательства по обеспечению платежей и возврата инвестиционных ресурсов". Для обеспечения преемственности процедур регулирования, выполнения обязательств перед инвестором по возврату инвестиций и получению согласованной доходности на инвестированный капитал, необходимо введение процедуры согласования указанных документов всеми участвующими сторонами: инвестором, администрацией муниципального образования и органом местного самоуправления по регулированию тарифов (инвестиционных надбавок), органом исполнительной власти по регулированию тарифов (тарифный комитет), отраслевым комитетом и комитетом финансов администрации субъекта РФ.

Основой "Порядка формирования и установления тарифов в течение срока эксплуатации объекта" является долгосрочный тарифный сценарий, разрабатываемый на срок эксплуатации объекта. Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных (действующих на момент начала эксплуатации объекта) ценах, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта). При его разработке рассчитываются в постоянных ценах и обосновываются оптимальные тарифы (долгосрочные, сроком действия 3-5 лет, или ежегодно изменяемые) и инвестиционные надбавки к тарифам. Оптимальный тарифный сценарий (тариф + инвестиционная надбавка) обосновывается на основе вариантных расчетов с учетом следующих факторов: принятая схема финансирования инвестиционного проекта, условия обслуживания и возврата привлеченных заемных средств, требования инвестора по показателям эффективности инвестиционного проекта, конкурентоспособность поставок продукции на розничные рынки, влияние предлагаемых тарифов и инвестиционных надбавок на величину конечных платежей за коммунальные услуги и расходы бюджета, доступность услуг потребителям.

В течение срока эксплуатации объекта поставки продукции (теплоэнергии, электроэнергии, воды и т.д.) должны осуществляться по ежегодно устанавливаемым регулирующими органами ценам (тариф + инвестиционная надбавка). Цены рассчитываются перед началом каждого финансового года путем индексации эксплуатационных затрат и необходимых затрат из прибыли в цене согласованного долгосрочного тарифного сценария, в соответствии с прогнозным индексом инфляции на следующий финансовый год и прогнозом изменения цен и ставок налогов, прямо устанавливаемых государством. Порядок индексации должен быть строго формализован и определен в тарифном соглашении. Тарифное соглашение должно включать график возврата инвестиций с годовой разбивкой. Отклонения фактических объемов поставок и индексов-дефляторов от плановых (расчетных) величин должны учитываться при установлении цены на следующий год. В случае образования небаланса "годового объема возврата инвестиций", величина учитывается со знаком "+" или "-" в цене следующего года. "Обязательства по обеспечению возврата инвестиционных ресурсов" Полную оплату теплоэнергии по установленным ценам обеспечивает бюджетная составляющая платежей, т.е. из регионального бюджета должны осуществляться расходы:

на компенсацию разницы между установленными экономически обоснованными ценами (тариф + надбавка) и ставками оплаты для населения, ежегодный рост которых ограничивается федеральными органами,

на компенсацию льгот населению по оплате теплоэнергии и субсидий малоимущим,

на оплату теплоэнергии по отпускной цене организациями, финансируемыми из бюджетов.

Если не будет обеспечено при бюджетном планировании ежегодное включение в бюджет перечисленных расходов, рассчитанных исходя из установленных цен с инвестиционными составляющими, платежи не будут обеспечены. Это приведет к накапливанию дебиторской задолженности и невыполнению обязательств по возврату инвестиций. Следовательно, для обеспечения гарантированного возврата инвестиций в предлагаемом документе должны быть закреплены обязательства следующих сторон: инвестора (собственник объекта инвестирования), регулирующих тарифных органов регионального и муниципального уровня, органов местного самоуправления муниципального образования, комитета финансов администрации субъекта РФ.

Предлагаемая схема может быть эффективным инструментом при реализации инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Позволяет привлечь финансовые ресурсы на основе комплексных схем финансирования, обеспечить через регулируемые цены гарантированный возврат инвестиций, согласованность решений и преемственность процедур ценового регулирования, прозрачность финансовых потоков и структуры цены для конечных потребителей. Позволяет обеспечить своевременные платежи по установленным ценам и финансовую стабильность организаций-производителей услуг в течение всего срока эксплуатации объектов инвестирования. Реализация инвестиционных проектов на основе изложенной идеологии будет способствовать снижению рисков инвестирования в сферу региональных инфраструктурных систем и в комплексе с применением развитых инструментов страхования рисков может значительно повысить привлекательность инвестиционных проектов для инвесторов и способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в сфере ТЭК и ЖКХ.

За годы реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей - 65 процентов. По данным Госгортехнадзора России, исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов, 28% сосудов, работающих под высоким давлением, 23% трубопроводов пара. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16 процентов. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

Нормативно-законодательные акты, регулирующие тарифную политику ЖКХ

Основные нормативно-правовые и методические документы Российской Федерации, используемые при проведении экспертизы тарифов:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. № 887 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения";

Положение о составе затрат по производству и реализации услуг и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 г. № 552;

Методика планирования, учета и калькулирования услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная постановлением Госстроя России от 23.02.1999 г. № 9;

Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утвержденные Приказом Госстроя России от 28.12.2000 г. № 302;

Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденные приказом Госстроя России от 28.12.2000 г. № 304;

Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 28.12.2000 г. № 303;

Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики России от 06.05.1999 г. № 240.

в т. ч. законы и нормативно-правовые акты Вологодской области и органов местного самоуправления г Череповца, определяющие порядок регулирования ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве,

положения, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации ремонта объектов ЖКХ.

В новом Жилищном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 г. (далее - ЖК РФ, Жилищный кодекс), наряду с развитием и детализацией норм прежнего жилищного законодательства, вводятся принципиально иные подходы к решению вопросов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В разделе VII ЖК РФ устанавливается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для всех участников жилищных отношений, использующих данные помещения и пользующихся коммунальными услугами; определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги; детально урегулирован порядок внесения платы; установлены критерии определения размера платы за жилое помещение и за коммунальные услуги; конкретизирована обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащих им помещений и на содержание общего имущества в таком доме; определены правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсаций расходов на их оплату.

Прежнее жилищное законодательство рассматривало соответствующие отношения через призму финансирования расходов на эксплуатацию и ремонт соответствующих видов жилищного фонда. Новый Жилищный кодекс в целом сохранил указанный подход, однако ввел более детальное правовое регулирование, адекватное рыночному характеру отношений по поводу оплаты жилья и коммунальных услуг.

Структура платы за содержание жилья, ремонт жилья, наем жилого помещения до принятия ЖК РФ определялась в соответствии с Основами в редакции ФЗ от 06.05.2003 г. Новый Жилищный кодекс раскрывает помимо содержания такого понятия, как "плата за жилое помещение", также и структуру платы за коммунальные услуги. Конкретизируется структура этих видов платы для каждой группы плательщиков - нанимателей и собственников.

Перечни видов работ по текущему и капитальному ремонту приведены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170. В соответствии с ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) данное постановление применяется в части, не противоречащей ЖК РФ.

Для некоторых категорий пользователей жилых помещений новый Жилищный кодекс не определил структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Следовательно, состав такой платы будет в конкретных случаях определяться исключительно условиями соответствующего договора (например, договора аренды или коммерческого найма жилого помещения в частном жилищном фонде). [24, с.56]

Новым для федерального жилищного законодательства является также определение получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Новый Жилищный кодекс детально регулирует размер платы за жилое помещение, определяет условия установления и изменения каждой составной части структуры платы за жилое помещение для всех категорий плательщиков. Критерии установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения различаются в зависимости от категорий пользователей жилых помещений, принадлежности жилищного фонда и иных обстоятельств, указанных в ЖК РФ.

Одним из основных условий для определения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме является то, что ее размер должен обеспечивать содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 392, размеры платы за содержание, ремонт, а также за наем жилого помещения (в том числе отдельных квартир в общежитиях) определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения.

При проживании граждан в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях размер платы определяется как произведение соответствующей цены на жилую площадь занимаемых жилых помещений, а при проживании в одной комнате общежития нескольких граждан - в порядке, установленном собственником общежития.

ЖК РФ относит к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга установление размера платы :

1) за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и 2) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений.

До утверждения местных бюджетов на очередной год устанавливаются цены и тарифы и утверждаются производственные и инвестиционные программы организаций. Изменение этих цен и тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах.