Длительность напряжения

Перед тем как приступить к изучению способов разрядки не нашедшего выхода напряжения, следует проанализировать те экспериментальные факты, которые свидетельствуют о длительном сохранении динамического состояния, вызванного неудовлетворенной потребностью. Это кажется очевидным в отношении физиологических, или гомеостатических, потребностей, однако доказательство того, что инструкция, намерение или задача также создают аналогичное напряжение, является заслугой школы Левина (1951, р. 1-29). Такие "квазипотребности", о которых говорил Левин (1926), отличаются от более общих и длительных потребностей - например, психогенной потребности занять соответствующее место в обществе - своим происхождением и весьма специфическим характером. Основной целью большой серии экспериментов школы Левина (см. выше, стр.23) было доказательство того, что "квазипотребности" действительно обладают основными характеристиками истинных потребностей, а именно могут вызывать напряжение, ведущее к действию и сохраняющееся до тех пор, пока не будет достигнут объект-цель или же не произойдет замещение объекта или действия.
А) Метод. Методика создания длительного состояния напряжения, предложенная Левином, заключается в прерывании деятельности испытуемого, связанной с выполнением принятой им задачи. Эксперименты Зейгарник (1927) и Овсянкиной (1928) являются классическими в этой области. Поскольку исследование Зейгарник посвящено, скорее, проблеме влияния напряжения на память, оно изложено в другом месте (см. главу о памяти). Исследование же Овсянкиной непосредственно относится к интересующим нас вопросам, и поэтому следует рассказать о нем подробно. Экспериментатор предлагал 124 испытуемым (108 взрослых и 16 детей в возрасте от 3 до 16 лет) решить серию задач. Некоторые из них имели строго очерченный "контур" (Endhandlungen: например, соединить элементы фигуры), другие заключались в последовательном выполнении действий, не имеющих строгого завершения (fortlaufende Handlungen: например, нанизывать бусины на очень длинную нитку). В течение двух сеансов (каждый длился 1 час) испытуемым предлагалось 8-12 задач. Как правило (6-8 раз), их деятельность прерывалась на различных стадиях выполнения задания. Прерывание носило либо достаточно случайный характер (кто-нибудь вызывал экспериментатора), либо экспериментатор предлагал испытуемому новую задачу. В отдельных случаях экспериментатор запрещал испытуемому продолжать прерванную деятельность; в большинстве же случаев экспериментатор ничего не говорил испытуемому.
Б) Результаты. Овсянкина отметила, что после случайных перерывов деятельность спонтанно возобновлялась в 100% случаев; если за прерыванием следовала новая задача, возобновление деятельности происходило в 74% случаев. Некоторые испытуемые признавались впоследствии (во время опроса), что они были склонны возобновить и завершить работу, но по той или иной причине не сделали этого (если учитывать и эти случаи, процент возобновления составит 83). Спонтанное возобновление прерванной задачи происходит чаще всего сразу же после выполнения нового задания (в первые 4 сек). В тех случаях, когда материал, относящийся к прерванной задаче, не находится перед глазами испытуемого, последний чувствует, что ему необходимо что-то сделать, однако, не может вспомнить, что именно. Возобновление деятельности объясняется не тем, будто испытуемый думает, что экспериментатор заинтересован в выполнении задачи, поскольку оно происходит как в отсутствие экспериментатора, так даже в том случае, когда возобновление деятельности запрещается инструкцией; оно отвечает личной потребности испытуемого. Соответствующая мотивация возникает отнюдь не при виде незавершенной работы, как таковой,- экспериментатор не замечал за испытуемыми склонности завершать работу, недоделанную другими лицами. Выполнение вполне определенной задачи возобновляется значительно чаще, чем задачи, границы которой недостаточно определенны (в опытах с бусинами, например, возобновление имело место в 46% случаев, если условия были сформулированы в самых общих выражениях, а число бусин велико, и в 70% случаев, если инструкция была точной: испытуемому давалось 30 бусин и требовалось все их нанизать). Возобновление происходит чаще всего в тех случаях, когда деятельность прерывается незадолго до конца или в самом начале; она возобновляется даже в тех случаях, когда выполнение задачи прерывается сразу после инструкции. Испытуемый порой не соглашается прервать работу и выражает желание сначала закончить ее. Все это приводит к выводу о существовании личной системы напряжения, создаваемой задачей и направленной на объект-цель, указанный инструкцией. В опыте Овсянкиной были также получены данные, подтверждающие, что частота возобновления зависит от некоторых качеств личности (например, честолюбия), а торможение есть следствие боязни неудачи; аналогичные гипотезы были объектом многочисленных исследований (см. выше, стр. 35).