Символическая аналогия

Необходимо величайшее умение,
чтобы быть мастером метафор
Аристотель

Символическая аналогия — это своеобразный поэтический образ объекта, метафора, раскрывающая его свойства.
Наш язык «начинен» метафорами: у пилы — зубы, у стульев — ножки, у загадок — ключи, у мозга — полушария, компьютерные программы бывают дружественными. Символическая аналогия — это прием «размораживания слов и способов понимания» — когда объект определяется через парадоксальную метафорическую форму, высвечивающую его суть.
Она основывается на обобщенном, абстрактном, метафорическом, поэтическом, словесном или графическом образе объекта. На умении обозначить этим образом (символом, знаком) реальный объект, выявляя его явные (актуальные) и скрытые (потенциальные) свойства, достоинства и недостатки.
Обычно составляется такая аналогия из двух слов: прилагательного и существительного, причем, по смыслу они должны противоречить, отрицать одно другое.
Например: мрамор — радужное постоянство, застывшее непостоянсто;
облако: легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота.
Старший брат символической аналогии — оксюмарон — стилистическая фигура, состоящая в объединении понятий парадоксальным образом и отнесении их к одному объекту («Цветы зла», «Горячий снег», «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Без вины виноватые», «Очевидное-невероятное»).
Последовательность действий: к обозначению объекта подбирается символическая аналогия (метафора), выявляются ее скрытые смыслы — и на их основе переосмысляются скрытые (актуальные и потенциальные) свойства объекта.