Признак юридического лица – организационное единство

 

Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Организационное единство закрепляется в уставе юридического лица, либо в уставе и учредительном договоре, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

В отечественной юридической науке практически отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные именно организационному единству как обязательному признаку юридического лица. Для российского правоведения в части исследования института юридического лица традиционным является, с одной стороны, установление сущности последнего в целом, а с другой стороны, объяснение правового режима феномена организационного единства, которое широко использовалось в советское время с позиции государственно-плановой экономики. Научные исследования, предметом которых являлось бы исключительно организационное единство, в российской (ранее – советской) науке гражданского права, не проводились.

В связи с вышеизложенным обращение науки гражданского права к различным сторонам сущности, правового режима организационного единства в настоящее время особенно необходимо.

Организационное единство юридического лица является одной из наименее разработанных и малоисследованных в отечественной юридической науке гражданско-правовых категорий.

Организационное единство юридического лица является его неотъемлемым и существенным признаком.

Организационное единство юридического лица – это правовая конструкция, которая определяет систему внутренних организационных связей, обеспечиваемых с формальной стороны наличием учредительных документов, во внешнем гражданском обороте посредством воли и волеизъявления органов юридического лица, а также комплексом индивидуализирующих его элементов.

В содержание признака организационного единства входят следующие обязательные элементы:

– воля и волеизъявление юридического лица;

– формальное выражение внутреннего единства в учредительных документах юридического лица;

– органы, формирующие внутреннюю структуру организации;

– формы индивидуализации юридического лица, являющиеся его внешним проявлением.

Индивидуализирующими элементами организационного единства юридического лица являются:

– организационно-правовая форма юридического лица;

– место его нахождения (государственная регистрация организации); наименование некоммерческой организации;

– фирменное наименование для коммерческой организации (в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица); наличие печатей и штампов;

– финансовый механизм деятельности юридического лица (наличие банковских счетов, бухгалтерского баланса или сметы).

Сформулировано новое понятие органа юридического лица. Орган юридического лица – это часть юридического лица, созданная в соответствии с законом и учредительными документами, обладающая определенной компетенцией, обеспечивающая внутреннюю конструкцию организационного единства и реализующая волю посредством осуществления правоспособности юридического лица.

Уточнено понятие организационно-правовой формы юридического лица.

Организационно-правовая форма – это индивидуализирующий элемент организационного единства юридического лица, который позволяет отличить одну организацию от другой, идентифицировав ее в имущественном обороте путем формирования уставного капитала, конкретизации ответственности учредителей (участников) перед кредиторами, а также установления порядка распределения прибыли между участниками.

Определены признаки фирменного наименования коммерческой организации как индивидуализирующего элемента организационного единства юридического лица.

Фирменное наименование – это элемент индивидуализации организационного единства коммерческой организации, который должен содержать указание на ее организационно-правовую форму, вид юридического лица, в установленных законом случаях на характер деятельности, а также словесное обозначение, выбранное учредителями (участниками).

Установлено, что в хозяйственных товариществах может быть сформирована система органов как элемент их организационного единства. Это происходит в ситуациях, когда возможность формирования органов прямо предусмотрена учредительным договором. Формирование органов хозяйственных товариществ может быть осуществлено несколькими способами.

Во-первых, когда решения по отдельным вопросам деятельности товарищества принимаются большинством голосов участников (ст. 71, 72 ГК РФ). Учредители, предусмотрев в учредительном договоре такие случаи, обязаны закрепить наличие органа управления (общее собрание участников), его полномочия и компетенцию в своем корпоративном акте (учредительном договоре).

Во-вторых, право ведения дел хозяйственного товарищества предоставляется одному из полных товарищей на основании учредительного договора или иного корпоративного акта. Такого товарища следует рассматривать в качестве единоличного органа юридического лица. Особенность этого органа в том, что единоличным органом хозяйственного товарищества может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, который обладает правом действовать в гражданском обороте от собственного имени. Остальные участники хозяйственного товарищества, являясь самостоятельными субъектами, для совершения сделок от его имени должны иметь доверенность.

В-третьих, возможно уполномочие на ведение дел нескольких полных товарищей. В этом случае в учредительном договоре должен быть определен круг полных товарищей, которые обладают абсолютной компетенцией на распоряжение имуществом товарищества и правом представления его интересов. При этом становится очевидным, что в хозяйственном товариществе сформирован коллегиальный орган управления.

Нецелесообразен запрет создания хозяйственного общества, единственным учредителем которого является другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК, абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК). [6]

Предлагается из перечисленных выше норм исключить императивное положение о невозможности создания хозяйственного общества, которое имеет в качестве участника (учредителя) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Целесообразность такого исключения обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, учреждая хозяйственное общество участник обязан обособить его имущество путем формирования и оплаты минимального уставного капитала в размере, установленном законом. Он и послужит минимальной гарантией интересов его кредиторов, то есть в имущественном обороте будут действовать два самостоятельных юридических лица, наделенных совокупностью обязательных признаков, предусмотренных п. 1 ст. 48 ГК.

Во-вторых, легально предусмотрен механизм осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства любой коммерческой организацией. Законом также установлены достаточно серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

В-третьих, исходя из буквального толкования абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК императивное правило устанавливает такой запрет в отношении вновь образовывающихся обществ. Вместе с тем п. 1 ст. 105 ГК предоставляет легальную возможность участия в имущественном обороте дочерних и основных хозяйственных обществ, при осуществлении деятельности которых на практике достаточно просто преодолеть такой запрет.