Особенности буржуазного Японского государства

 

Капиталистические отношения в Японии начали развиваться значительно позже, чем в странах Западной Европы и США. К середине XIX в. Япония была типично аграрной страной с феодальной экономической системой, которая сдерживала развитие постепенно зарождавшихся капиталистических форм хозяйствования. В середине XIX века в Японии существовало политическое и общественное устройство, установленное еще в XII в. - феодальная раздробленность при чисто формальной императорской власти. В этот период особенностью экономического развития Японии было стремление к самоизоляции.

Для дальнейшего экономического развития Японии большое значение имел прорыв изоляции страны Соединенными Штатами. В 50-х гг. XIX в. у берегов Японии с дипломатической миссией появляется военная эскадра США под командованием М. Перри, который предложил Японии установить торговые отношения со своей страной.

США практически вынудили Японию подписать первый торговый договор и открыть для американцев два порта. В результате прорыва изоляции страны на внутренний рынок Японии стали поступать иностранные товары, предельная пошлина на которые составляла всего 5%, что оказывало негативное влияние на развитие национальной экономики и снижение конкурентоспособности японской продукции. Изоляция экономики Японии от мирового рынка привела к тому, что цена на золото была в три раза дешевле, чем в других странах и после прорыва экономической изоляции золото стало активно вывозиться из страны.

Капиталистическая перестройка экономики Японии началась в конце 60-х гг. XIX столетия. В 1867-1868 гг. в Японии произошла буржуазная революция, в результате которой власть сегуна - военного правителя и главнокомандующего - была свергнута, и главой страны стал император Муцухито. Период его правления называется Мейдзи ("просвещенное правление"). Особенностью буржуазной революции в Японии было то, что главной ее движущей силой была не буржуазия - слишком малочисленная и слабая (вследствие незначительного уровня развития промышленности), а феодалы-самураи в союзе с буржуазией. В результате была реставрирована законная монархическая власть. В этот период происходили важные социально-экономические преобразования, являвшиеся фактически буржуазными реформами.

Основным социально-экономическим результатом революции Мейдзи было формирование капиталистических отношений и промышленное развитие экономики страны при активной экономической роли государства. Правительство страны провело ряд реформ, которые создали условия для развития капиталистической системы хозяйства:

- завершение процесса объединения страны в 1870-1872гг. Были ликвидированы феодальные княжества и образовано централизованное буржуазно-помещичье государство. Устранение внутренних таможенных пошлин позволило ввести единую систему денежного обращения;

- отмена государственных ограничений на занятия и профессии, ликвидация цехового строя, введение свободы торговли и передвижений;

- ликвидация сословного неравенства в общественной жизни и хозяйственной деятельности;

- "капитализация пенсий" самураям (1873). Переход к капиталистическим отношениям на основе развития частного предпринимательства требовал наличия значительных свободных денежных средств. "Капитализация пенсий" предполагала выплату пенсий за несколько лет вперед (5-14 лет) наличными и государственными облигациями в равном соотношении. Эта реформа была направлена на формирование первоначального капитала, который обеспечивал бы возможность развития предпринимательской деятельности;

- аграрная реформа (1872-1873) ликвидировала феодальные землевладения, стали формироваться новые собственники земли. Была законодательно закреплена частная собственность на землю, право ее купли-продажи и ипотека. Тем самым были созданы предпосылки для развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Земля формально закреплялась на правах частной собственности за теми, кто реально ею распоряжался. В результате 1 /3 пахотной земли стали владеть новые собственники.

Однако крестьяне могли стать собственниками своих участков только в том случае, если их земельные участки не были заложены за долги. В противном случае земли крестьян переходили за долги в собственность помещиков, а сами крестьяне могли пользоваться землей только на условиях аренды.

Поземельный налог, введенный в 1873 г., распространялся на всех собственников земли и взимался в денежной форме (раньше земельный налог платили в натуральной форме - рисом). Величина налога составляла примерно 50% урожая и приблизительно соответствовала земельной ренте бывших феодалов.

Мелкие хозяйства крестьян находились в тяжелом положении, так как величина земельного налога была высока и выплачивать его они должны были в денежной форме. Это усиливало зависимость крестьян от ростовщиков и скупщиков продукции, приводило к формированию задолженностей. Эти негативные тенденции приводили к разорению крестьян, которые вынуждены были продавать свои участки. Они или становились батраками, или уходили в город. В результате к началу Первой мировой войны 45% земель стали собственностью помещиков, а 70% крестьян выступали в экономической роли арендаторов.

Формированию крупных крестьянских аграрных хозяйств препятствовал также высокий уровень арендной платы, который мог достигать почти 1/2 урожая. А крупным землевладельцам было выгоднее сдавать землю в аренду, чем вкладывать средства и развивать свои хозяйства.

Вместе с тем общие экономические условия, постепенный рост емкости внутреннего рынка стимулировали рост производства сельскохозяйственной продукции. За 25-летний период, предшествовавший Первой мировой войне, общий объем производства сельскохозяйственной продукции возрос практически в два раза, причем особенно быстрыми темпами росло производство основных экспортных товаров - шелка и чая.

70-е годы XIX в. становятся в Японии периодом промышленного переворота и индустриализации. В стране, не завершившей мануфактурной стадии развития промышленности, промышленный переворот и формирование фабрично-заводской промышленности невозможно без активной роли государства. Активная созидательная роль государства становится важнейшей особенностью и необходимым условием капиталистического развития Японии в этот период.

В послереволюционный период вследствие незавершенности процесса первоначального накопления капитала приток частных инвестиций в промышленность был незначительным. Это было обусловлено не только недостаточностью индивидуальных капиталов, но и высокой ставкой ссудного процента, что ограничивало инвестирование кредитных ресурсов в национальную промышленность.

Ограниченность частного капитала обусловила необходимость активного участия государства в хозяйственной жизни страны, его прямого вмешательство в экономику в форме государственного предпринимательства. Государство проводит политику "государственного капитализма", направленную на создание промышленного потенциала и технической базы национальной экономики. За счет средств государственного бюджета строятся верфи, арсеналы, фабрики, металлургические и сталелитейные предприятия. Практически полностью за счет государственного бюджета ведется железнодорожное строительство. Реализуя политику "государственного капитализма" правительство страны использует технические достижения других стран и строит так называемые образцовые предприятия, которые должны были служить примером для частных предпринимателей.

Формируется система косвенных методов государственного стимулирования предпринимательства - государственные заказы, субсидии, налоговые льготы.

По мере роста инвестиционных возможностей частного капитала правительство принимает решение о необходимости переориентации своей политики. Несмотря на то, что государственные предприятия играли большую роль в национальной экономике, государство начинает активно способствовать развитию частной промышленности и проводит разгосударствление - передает государственные предприятия в частную собственность.

Активная экономическая роль государства в индустриализации экономики страны оказала свое влияние на процесс монополизации экономики, что привело к появлению монополий в специфической форме. Процесс формирования монополий в Японии имел свои особенности. В отличие от других стран японские монополии - дзайбацу - возникали не на основе развития процессов концентрации, централизации производства и обострения конкурентной борьбы, а в результате разгосударствления "образцовых" предприятий - передачи государственных предприятий в частные руки.

Дзайбацу были монополиями закрытого типа, их акции распространялись только между членами семьи и не поступали в свободную продажу. Японские монополии по организационной форме представляли собой конгломерат, объединяли предприятия самых различных отраслей промышленности, игравших важную роль в национальной экономике. Особенностью японских монополий было также и то, что в состав дзайбацу входили банки. Собственные "внутренние" банки обеспечивали "свою" монополию необходимыми кредитами. В результате этого кредитные отношения замыкались в рамках одной семейной монополии. Крупнейшими монополиями Японии в этот период были "Мицуи" и "Мицубиси". Так, сфера интересов "Мицуи" включала не только торговые предприятия и банки, но и добывающие отрасли, в том числе добычу золота и серебра, электротехническую и текстильную промышленность. "Мицубиси" контролировала угольные шахты, серебряные рудники, судостроительные и судоходные предприятия, железнодорожный транспорт.

Важнейшим направлением экономического развития Японии в этот период была милитаризация экономики. Военные отрасли экономики стали играть все более значительную роль в развитии тяжелой промышленности. 40% всех государственных предприятий были военными заводами, которые обеспечивали занятость 1/2 рабочих государственного сектора и концентрировали 3/4 производственных мощностей.

Рост милитаризации экономики проводился в рамках принятой в 1895 г. и рассчитанной на 10 лет программы экономического развития. В соответствии с ней проводилось не только перевооружение армии и совершенствование уровня военной техники, но и планировалось дальнейшее развитие отраслей тяжелой промышленности, ориентированных на производство военной продукции [5].

Перед новым правительством встала задача ускоренного укрепления страны в экономическом и военном отношении, сформулированная лидерами Мэйдзи в виде лозунга “создание богатой страны и сильной армии”. Важнейшим шагом к осуществлению этой политики былааграрная реформа 1872—1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к тому времени поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне, наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля — луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян, расширению землевладения так называемых новых помещиков, которые скупили впоследствии и большую часть общинной земли, объявленной по реформе государственной, императорской собственностью.

Одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в “современное” государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князьям сначала была установлена высокая пенсия, равная 10% условного валового годового земельного дохода. Затем эта пенсия была капитализирована и князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которой японская знать в 80-х гг. стала обладательницей значительной доли банковского капитала. Это способствовало впоследствии ее быстрому переходу в разряд верхушки торгово-финансовой и промышленной буржуазии.

Прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры,непосредственно подчиненные центральной власти. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством. Таким образом, ликвидировался феодальный сепаратизм, завершалось государственное объединение страны, являющееся одним из главных условий развития внутреннего капиталистического рынка.

Аграрная реформа привела к укреплению позиций “новых помещиков”, новой денежной знати, состоящей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки — госи, фактически сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больно ударила по интересам мелких землевладельцев-крестьян. Высокий поземельный налог (отныне 80% всех государственных доходных поступлений шло от поземельного налога, достигавшего часто половины урожая) привел к массовому разорению крестьян, к бурному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.

Реформа имела и важные политические последствия. Сохранявшееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины XX в., даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счет прямой поддержки абсолютистским государством. В то же время “новые помещики” становились неизменной опорой абсолютистского правительства.

Требования, продиктованные угрозой экспансии стран Запада, нашедшие выражение в формуле “богатая страна, сильная армия, определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы.

В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. “равенства всех сословий”. Хотя армия Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора — “живого бога”, патернализмом (“офицер — отец солдат”) и пр.

В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий,упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к “простому народу”. “Равенство сословий” не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (“эта”). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя предпринимателям займы, субсидии, налоговые льготы, вкладывая средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

В общем русле революционных преобразований проходила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной. науки. Правительству Мэйдзи в этой сфере пришлось решать сложную задачу. С одной стороны, для него было очевидно, что без модернизации японской школы, образования по западному образцу, решить задачу создания богатого, сильного государства невозможно, с другой — чрезмерное увлечение западными науками и идеями было чревато потерей самобытной культуры, распадом целостности сложившейся японской нации, основанной на скрепляющей ее тэнноистской идеологии.

Заимствование чужеродных достижений культуры в этой связи носило исключительно утилитарно-практический характер и не затрагивало духовных основ японского общества. Как говорили тогда в Японии, развитие страны должно совмещать “японский дух и европейские знания”. Японский дух требовал прежде всего воспитания в духе синтоизма, почитания “живого бога” императора. Чтобы обеспечить господствующее положение синтоизма, христианство в 1873 г. было запрещено, буддизм поставлен в прямую зависимость от государственной религиозной идеологии. В 1868 г. был принят указ о “единстве отправления ритуала и управления государством”, создано по старому образцу “Управление по делам небесных и земных божеств” (Дзингикан). В Японии стал закладываться, таким образом, тот специфический японский порядок, когда сугубо политические проблемы государства становились содержанием религиозных обрядов, ритуала.

Примером этому может служить знаменательное богослужение императора в 1868 г., в ходе которого он дал клятву перед синтоистскими божествами “Неба и Земли” создать в будущем “широкое собрание” и решать все дела “в соответствии с общественным мнением”, искоренить “плохие обычаи прошлого”, заимствовать знания “во всем мире” и пр.

В 1869 году Дзингикан учреждает институт проповедников, которые должны были распространять среди народа тэнноистские принципы, положенные в основу династийного культа “единства отправления ритуала и управления государством”. В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения “тайкё” — доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

Явная противоречивость политики духовного воспитания японцев и “заимствования знаний во всем мире”, а также начавшееся движение под лозунгом культуры и просвещения народа” заставило правительство принять в 1872 г.Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать “Управление по делам небесных и земных божеств” вМинистерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а “моральными инструкторами”, призванными распространять как религиозные, так и светские знания.

Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению провозглашенного демагогического лозунга “ни одного неграмотного”, так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.

Борьба за демократизацию политического строя. Образование политических партий Японии. В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сёгуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере втянут в предпринимательскую деятельность.

У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В “Клятве”, провозглашенной в 1868 г., император обещал “создание совещательного собрания”, а также решение всех дел управления “согласно общественному мнению”, без указания конкретных сроков.

Последующие десятилетия 70—80-х гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати. Политически активизируются определенные круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.

Настроения протеста, выливающиеся в требования изменения государственного управления и принятия конституции, приводят к объединению оппозиционных, демократических течений в широкое “Движение за свободу и народные права”. Использование либеральной оппозицией укоренившихся и доступных широким массам стереотипов религиозного сознания сделало это движение поистине массовым. Лозунги движения основывались на центральном в японском религиозном сознании понятии “Неба” как высшего начала, способного наделить чем-то или погубить человека. Восприняв идеологию французских просветителей о естественных правах человека, лидеры “Движения за свободу и народные права” искали ключ к пониманию ее сути в традиционных понятиях. Естественные права человека при переводе на японский трансформировались, таким образом, в “права человека, дарованные Небом”, а “свобода и народные права” соотносились с конфуцианским требованием разумности (“ри”) и справедливости (“га”).

Правительство ответило на требования конституционных реформ репрессиями, арестами, преследованиями прогрессивной печати и пр. Вместе с тем перед угрозой народных выступлений в правительстве зреет понимание необходимости компромисса с либеральной оппозицией [7].