Введение
Исследования современного буржуазного государства во всей его многогранности, сложности и противоречивости диктуется необходимостью всестороннего изучения политико-правовой надстройки капиталистического общества, его политической системы в условиях современного этапа развития капитализма. Одним из важнейших направлений такого изучения является государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в [2].
Постепенное становление буржуазного государства в Японии, начавшееся во второй половине XIX в., в ходе которого абсолютистская монархия превращалась в дуалистическую монархию буржуазного типа, не было связано в Японии с победоносной буржуазной революцией.
Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой "самоизоляции" прежде всего от "западных варваров".
Япония — государство монополистического капитализма, который определяет в этой стране производственные отношения, а стало быть, и характер управления. В. И. Ленин, изучая развитие капитализма в индустриальных странах, подчеркивал: «Концентрация и интернационализация капитала гигантски растет. Монополистический капитализм переходит в государственно-монополистический капитализм...». Государство на этой, высшей, фазе развития капитализма активно воздействует на экономику, создает условия для воспроизводства капитала. Оно регулирует экономику, разрабатывает долгосрочные хозяйственные программы. Все это в полной мере относится к Японии. Наряду с Францией и Голландией, отмечает А. А. Прохожее, Япония одной из первых капиталистических стран стала на путь программирования экономики , что наряду с другими причинами обеспечило ее серьезные успехи.
В 1945 году японская экономика находилась в упадке и разорении. К 80-м годам по уровню производства Япония прочно заняла второе место в капиталистическом мире. Япония продолжает сохранять довольно высокие темпы экономического развития, бросая по многим показателям вызов Соединенным Штатам Америки. Американские промышленники с нескрываемым страхом наблюдают за устойчивой экономической поступью японцев. 68% деловых американцев высказали в конце 70-х годов мнение о необходимости быстрой и прочной защиты от экономического нашествия Японии.
Японская промышленность наращивает производство ключевых видов продукции. К примеру, накануне второй мировой войны производство стали в Японии никогда не превышало показателя в 7 миллионов тонн. В 1973 году Япония сумела поднять этот показатель до 119 миллионов. В 1980 году Япония произвела 7 миллионов высококачественных легковых автомобилей, вырвавшись в этой сфере производства на первое место в мире (США в 1980 году произвели 6,5 миллиона автомобилей). Американские деловые круги озадачены, некоторые бизнесмены никак не могут найти ответа на возникшие у них вопросы: «Как мохло получиться, что какое-то островное государство, по площади равное одному лишь штату Калифорния, за какие-нибудь три десятка лет смогло в сфере производства пройти путь от кустарной мастерской до современного автоматизированного предприятия?», «В чем причина того, что государство, импортирующее для своей промышленности 100% алюминия, 99,8% нефти, 98,4% железной руды, 66,4% леса и лесоматериалов, превратилось в грозную экономическую силу?». А ведь где-то два десятка лет тому назад американцы по привычке считали японскую экономику примитивной и неконкурентоспособной.
Определенной централизации феодальное государство Япония добилось военным путем: Сегуны Из династии Токугава, в период третьего сёгуната в период XVII—XIX вв. противостояли трем низшим сословиям. Только самураям принадлежало право занимать административные посты, государственные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба. В 1865 г. Англия и затем США добиваются ратификации сегуном неравноправных торговых договоров, на основании которых Страна восходящего солнца приравнивается в торговом отношении к полуколониальному Китаю. В 1868 г. состоялась «реставрация Мэйдзи», Или «Мэйдзи-Исин». Сёгунат был уничтожен, абсолютная монархия восстановлена. Произошедшее не стало поводом для буржуазных революционных движений, они были только в зачаточном состоянии, не имели четко выраженных требований и программы действий.
В 1881 г. император принимает решение об избрании с 1890 г. парламента. Активизируется политическая жизнь общества. Создана либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы небогатой буржуазии и городского населения, зажиточного крестьянства. В партию конституционных реформ (Кайсинто) вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции.
В 1885 г. формируется аппарат государственного управления по европейскому образцу. Кабинеты и министерства подотчетны императору. В 1886 г. восстанавливается Тайный совет, назначение на должности государственного аппарата проводится по строгой системе экзаменования. В 1888 г. в префектурах формируются выборные органы, приобретающие совещательные функции, но подотчетные высшему централизованному руководству. В 1887 г. был издан полицейский закон, определяющий суровые меры наказания всем, кто посягнет на государственный строй, усомнится в правильности императорских решений и создаст в стране смуту и беспорядок.
В 1889 г. вступила в действие конституция. Один из разработчиков — Хиробуми Ито предполагал, что в Японии центром конституционного правления должна стать императорская власть, олицетворявшая государство и нацию.
Новая конституция была разработана по аналогии прусской конституции 1850 г., основой стала тэнноистская идеология. В ней определено, что император царствует и правит по своей воле, воля императора имела "священную неприкосновенность». Император утверждал разработанные парламентом законы. Парламент состоял из палаты пэров и палаты представителей [6].
Избирательным законом определено, что в нижнюю палату избираются граждане старше 25 лет на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в четыре года, верхней — в семь лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору».
Привилегированное положение занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также верхушка армии. Тайный совет в составе президента, вице-президента и 25 советников назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.
Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом японской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала, финансовой олигархии, возглавляемой крупными семейными концернами «дзайбацу». В то же время она принесла новые бедствия, растущую нищету народным массам, что усугублялось хроническим кризисом полуфеодального сельского хозяйства, основанного на эксплуатации безземельных крестьян-арендаторов.
К концу эпохи Мэйдзи полуабсолютистский режим в Японии становится все в большей мере анахронизмом. Тэнноизм уже не может, как раньше, выполнять интегрирующую роль, объединяя японское общество вокруг трона. Борьба за демократизацию политического строя, появление политических партий, утверждение конституционной по форме и абсолютистской по содержанию монархии приводит к усилению влияния в стране идеологии буржуазного либерализма. Так, на рубеже веков назревала японская буржуазная революция.
Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления. Эта уникальность обусловлена специфичной этнопсихологической основой. Поэтому оценка японского опыта и перенос его в иные условия должны осуществляться с учетом рассмотренных в предыдущих главах особенностей японского национального характера. Не повторяя сказанного по этому поводу в предыдущих главах, сошлемся лишь на такую синтетическую черту, как ориентировка на отдаленные цели, проявляющуюся в поведении японцев как следствие трудолюбия, практицизма и самообладания.
Ориентировка на отдаленные цели вылилась в устойчивый принцип управления. Японское общество можно назвать обществом футурологов. Индивиды считают себя удовлетворенными только после того, как будет удовлетворена группа, к которой они себя причисляют. Фирмы обычно не хотят довольствоваться временными всплесками доходов, а смотрят на то, как бы несолиднее укрепиться на рынках сбыта. Президент сталелитейной компании «Нип-пон», обращаясь к своим менеджерам, как-то говорил: «Вы должны всегда стремиться к тому, чтобы обеспечить ваших сотрудников устойчивым заработком, но главное, о чем вы должны помнить в первую очередь, — это обеспечить их надеждой на будущее».
Ориентация на будущее тесно связана с психологией накопительства, издавна присущей японскому обществу. Каждый рабочий или служащий в Японии старается увеличить свои сбережения. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банке примерно 20% своего бюджета, т. е. в три раза больше, чем американская. По отзывам экономистов, индивидуальные сбережения японцев представляют собой мощный рычаг экономического развития страны. Японская администрация широко использует эти средства для реализации своей долгосрочной экономической стратегии.
В целом же эта стратегия базируется на четырех основаниях: 1) сбережение и консервирование энергетических ресурсов; 2) поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны; 3) развитие у людей высокой приспособляемости к требованиям научно-техническою прогресса; 4) интенсификация научных исследований и разработок.
Социально-экономические аспекты управления, как известно, охватывают различные стороны организации и технологии производства, а также структуру предприятий.
Руководство фирмы (совет директоров) представляет собой высший уровень управления. Обычно сюда входят: а) председатель совета; б) президент; в) вице-президент; г) директора-исполнители; д) директора. Все избранные в совет директора возглавляют в фирме вполне определенные подразделения. В отличие от Запада директоров в руководство фирмой со стороны приглашают довольно редко. На фирме они обычно выдвигаются из состава «канрися» (управляющих среднего звена) после того, как те набираются опыта оперативного руководства и достигают определенного возраста (свыше 50 лет). На уровне «канрися/> решаются все практические задачи управления. Этот уровень является мостиком между высшим руководством и исполнителями. Руководители фирмы сходят по этому мостику к рядовым работникам, т. е. управляют ими.
Японцы, как отмечалось в главе I,— люди практического склада ума, их мышление характеризуется завидной конкретностью. Они всегда, даже при решении самых сложных жизненных вопросов, облекают свои действия в практические формы. Не является исключением в этом плане и система управления персоналом промышленных организаций, где мотивация трудовой активности работников занимает одно из важных мест [4].