Большой бизнес: единица измерения

Большой бизнес — это то, что считается не в баррелях и не в тоннах, он не измеряется количеством проданных автомобилей, массой вывезенных за рубеж цветных металлов или сотнями тысяч метров введенного в эксплуатацию жилья. Большой бизнес измеряется миллиардами. Так же организовано и управление. Как сказал один из руководителей крупной компании в реальном секторе, пришедший в нее из банковской сферы, «это в маленьких региональных компаниях управляют мегаваттами. А у нас управляют миллиардами. Поэтому управление банком не сильно отличается от управления любым другим предприятием».

Сети гипермаркетов трудно конкурировать со строительным концерном по одним и тем же показателям. В результате основными параметрами конкуренции оказываются выручка, прибыль, рентабельность, чистые активы, собственный капитал и так далее, а также все эти показатели в динамике: рост выручки, прибыли, рентабельности, прирост активов и собственного капитала за год. Эти показатели относятся к любому бизнесу любой отрасли и в этом приложении являются универсальными.

Соответственно, эти показатели отражаются в многочисленных рейтингах: «500 крупнейших компаний России» и «Рейтинг российских миллиардеров» («Финанс»), «200 крупнейших закрытых компаний России» (Forbes), «100 богатейших бизнесменов России» (Forbes) и «77 самых богатых бизнесменов Санкт-Петербурга» («Финанс» и «Предприниматель Петербурга»), «400 крупнейших компаний России» и «200 крупнейших банков России» («Эксперт») и так далее.

К сожалению, в силу российской специфики — непрозрачность компаний, несоответствие различных отраслевых систем учета друг другу, а также несоответствие российских систем учета иностранным — эти рейтинги часто не могут полностью соответствовать реальности. Тем не менее, данные по открытым компаниям в них относительно единообразны и применимы для анализа и для того, чтобы делать выводы. С закрытыми компаниями сложнее — так как данные там часто или оценочные, или заявленные руководством этих компаний.

С оценкой богатства отдельных личностей — еще печальнее. Так как не только составители рейтингов, но и ближайшие родственники российских бизнесменов часто не знают, чем же те на самом деле владеют.
Само наличие рейтингов личного богатства говорит о том, что кроме конкуренции между бизнесами есть и самая простая и обычная, житейская конкуренция между людьми.