Связь этнографии с другими науками
Объект исследования этнографии — этнос, возникший на заре человеческой истории. По мнению ученых, этнография значительно полнее во временном и пространственном отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством.
История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях — т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.
Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография способна представить существенный материал для характеристики национально- культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельных народов или стран. Другие науки пользуются этнографическими материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные историко-археологические, экономико-географические либо другие аспекты. Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех компонентов, в которых проявляется этническая специфика. Отсюда — особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использованию данных, полученных другими науками. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношений со смежными дисциплинами.
Несомненна политическая актуальность этнографических исследований в настоящее время в области изучения современных этнических процессов, преобразования культуры и быта. Знание объективной этнической истории, закономерностей культурной интеграции и ассимиляции, аспектов соответствия этнических территорий государственным границам способствует решению чрезвычайно острых по своим коллизиям и последствиям проблем межнациональных этнических взаимоотношений.
Этнографии следует придавать в общей системе гуманитарных наук вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль
Этнография, с точки зрения ее общенаучного и социального значения, должна рассматриваться как
· мировоззренческая наука, способная решать самостоятельно важные методологические проблемы истории человечества и отдельных (прежде всего бесписьменных) народов;
· вспомогательная дисциплина, дающая особый, этнически специфический материал для других наук о человеке и обществе.
Будучи одной из исторических дисциплин» этнография имеет немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этнической истории; велико познавательное значение историко- этнографических процессов, создание обобщающих характеристик народов мира в форме сводных трудов, историко- этнографических атласов, этнических карт.
Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к материалам археологии; археология же для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, также широко использует данные этнографии.
С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками — при изучении хозяйственной деятельности3.
С социологией этнографию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). Ученых обеих специальностей нередко интересуют одни и те же сферы общественной жизни (быт, семья и т. п.). Однако социолог и этнограф отнюдь не
дублируют друг друга: они под разными ракурсами рассматривают свои объекты. При изучении, например, семьи социолога главным образом интересуют воплощенные в ней социальные связи, тогда как этнографа — ее этнические особенности. Вместе с тем, в силу теснейшего переплетения социально-классовых и этнических отношений, их подчас практически невозможно изучать порознь. С социальной психологией этнография имеет общий раздел — этническую психологию.
С лингвистикой этнографию связывают изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологические и ономастические исследования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика).
С географией этнография контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов она смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а также истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими естественнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные которых способны дополнить этническую историю человечества.
В современном мире в обозримом будущем, даже в условиях грандиозных социальных и научно-технических изменений на Земле, сохранятся те особенности, которые отличают один этнос от другого, сами этносы, несмотря на прогрессивную тенденцию к интеграции, следовательно, сохранится, хотя и в измененном виде, потребность их изучения, т. е. необходимость этнографической науки. Любая сторона жизни народа может изучаться с точки зрения той или иной из названных выше проблем, и это будет этнографическое изучение важное для специалистов социокультурной сферы.
3. Методы исследования этнографии
Для определения общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим проблемы, которые она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.
Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально- научные. Такая классификация применима и к этнографии. Из общенаучных методов здесь используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и др. Рассмотрим специальные методы, используемые в этнографии.
Важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.
Особая категория этнографических источников — музейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов» В них отражены самые разные стороны их жизни: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Богатейшими коллекциями располагают и музеи нашей страны — Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, краеведческие музеи и др« При МГУ создан музей (ныне Музей антропологии), включающий этнографические, археологические и антропологические коллекции.
Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие методик анализа, расширение объема самих материалов нередко позволяют сделать новые выводы и обобщения4.
Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии с целью решения задач по управлению населением зависимых стран.
Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся результаты американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Ценность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнограф становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.
Следует отметить, что в последние десятилетия этот метод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезонные экспедиции широко практиковались Институтом этнографии Академии наук в 60-80-е гг. XX в., а результаты исследований воплощались в издаваемых научных трудах. Подобный характер полевых исследований современен и экономически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что «срочный», «сезонный» выезд обычно проводится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например, более благоприятный в климатическом отношении), следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.
Определились способы обследования во время экспедиций (маршрутный, кустовой). Разработаны приемы изучения отдельных явлений и элементов культуры, правила их фиксации в полевых документах и пр.
Важный метод этнологии — изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнографов. Наряду с различного рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников: доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.
Немалую ценность представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Археологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры5.
В этнографии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Это достигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков — важный показатель взаимодействия культур. При этом нужно иметь в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнографов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.
В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим учетом переписи образуют стройную систему социально-демографических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность, они не только позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.)6. Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу этнографии и широко применяются в практических целях государственными и общественными институтами. Методами научной работы овладевают не только специалисты, получающие этнографическое образование, но и широкий круг работников краеведческих музеев.
4. Развитие этнографической школы в России
Этнография в России — общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Основным объектом исследования этнографии в России является культура народов, описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявления ее этнической специфичности.
Одна из особенностей русской этнографии — то, что изучение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже других народов России. Диктовалось это практическими административными интересами управления окраинами империи7.
Важнейшей предпосылкой возникновения этнографии в России стали результаты географических экспедиций XV- XIX вв. В числе первых российских ученых-этнографов следует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, В.В. Радлова и др.
Большую роль в развитии этнографии сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь, другие регионы, созданы подробные этнографические карты Европейской России.
На одном из первых заседаний Русского географического общества 6 марта 1846 г. председатель его, академик К.М. Бэр выступил с докладом «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности». В этом докладе К.М. Бэр развил ряд интересных мыслей, свидетельствующих о серьезном понимании задач этнографической науки в России, определении ее места среди других наук, ее специфики, ее метода.
Одним из учредителей Русского географического общества был Н.И. Надеждин (1804-1856), с 1848 г. он возглавлял отделение этнографии. В докладе, прочитанном 29 ноября 1846 г., он выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую»8.
«Наука, — сказал он, — является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не набежно и урывочно, как где пришлось, как попало под руку, но систематически, в порядке, связи и полноте, требуемых Наукою»; во-вторых же, собранный материал должен быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой критики»9. «Народности» — это «естественные разряды» в «человечестве», они и составляют содержание этнографии. Вернейшее средство различать народы — язык, изучение народного (а не книжного) языка составляет первую задачу этнографа. «Лингвистическая этнография» составляет первый раздел этой науки, за ней идет «физическая» (т.е. антропология) и «психическая».
Ценен вклад в разработку этнографической теории третьего активного деятеля Географического общества — К,Д. Кавелина. В статье «Взгляд на юридический быт древней России» (1846)10 Кавелин ставит вопрос о том, где «ключ» к правильному пониманию истории народа и отвечает: «Ищите в основании обрядов, поверий, обычаев-былей... когда-то живых фактов, ежедневных, нормальных, естественных условий быта, и вы откроете целый исторический мир, которого тщетно будем искать в летописях, д*же в самых преданиях. Народные обычаи — ключ к истории народа». «Наши простонародные обряды, приметы и обычаи, — разъясняет далее Кавелин, — в том виде, как мы их теперь знаем, очевидно, сложились из разнородных элементов и в продолжение многих веков». Вследствие многовековой непрерывной «перестройки» исторического быта народа «наши обычаи и обряды представляют самый нестройный хаос...». Для объяснения всей этой массы обычаев и обрядов «остается одно средство: разобрать их по эпохам, к которым они относятся, по элементам, под влиянием которых они образовались...». «По примеру геологии, критика должна найти ключ к этим ископаемым исчезнувшего исторического мира». «Ключ» же этот заключается в следующем: «Всякий обряд, поверье, обычай непременно имеют исторически, в основании своем, действительный факт, естественный или бытовой. Сначала они не поверье, не обряд, а простое понятие или живое действие». Лишь позже, с изменением исторических условий, представление становится поверьем, действие — обрядом; им придают тогда новое толкование, не соответствующее их подлинному историческому происхождению. Вместе с тем, по мнению Кавелина, народным осмыслениям обрядов верить нельзя, ибо народ сам не помнит первоначального их смысла. Кавелин критически относился и к гипотезе «заимствования»: нельзя, говорил он, рассматривать наши обычаи, поверья как от кого-то заимствованные только на том основании, что они сходны с чужими.
Большой вклад в организацию и становление этнографической науки внес академик Д.Н. Анучин (1843-1923). Работы Анучина оставили заметный след в этнографической науке: «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» (1890); «Древнерусское сказание "О человецех незнаемых в восточной стране"» (1890) и др. В программной статье «О задачах русской этнографии» Анучин подчеркивает большое общенаучное значение этнографии, ее крупное общественное и просветительское значение. Анучину и русская и мировая наука обязаны серьезным обоснованием необходимости Тесной координации трех наук — этнографии, археологии и антропологии. «Анучинская триада» получила свое воплощение и в системе преподавания в Московском университете, и в созданном им музее, послужившем моделью для некоторых западноевропейских музеев.
Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании/Работы Миклухо-Маклая, в отличие от работ многих других русских ученых, хорошо известны европейско- американским ученым, ибо значительную часть своих материалов Маклай печатал в иностранных журналах.
В конце XIX — начале XX в. А.Н. Пыпин подготовил 4-томную «Историю русской этнография».
В истории русской этнографии видное место занимают Н.Н. Харузин (1865 —1900) и В.Н. Харузина (1866-1931) — брат и сестра. Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Основные его труды — по этнографии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, изданные посмертно под общим названием «Этнография» (т. 1-1У, СПб., 1901-1905). В.Н. Харузина занималась преимущественно проблемами верований и фольклором. Она читала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское время — в Московском университете. Была автором ряда популярных книг11.
В конце XIX — начале XX в. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Г.Г. Шпет определяет, что ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа этноса.
После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. Первое в стране образовательное этнографическое учреждение возникло на географическом факультете в Петрограде, когда два выдающих ся этнографа, в прошлом народовольцы, политические ссыльные, Владимир Германович Богораз-Тан и Лев Яковлевич Штернберг вернулись из ссылки. Один отбывал ее на Чукотке, другой — на Сахалине, и по существу они открыли для науки эти народы. В 20-х гг., на географическом факультете было выделено два отделения: этнографии (или Этнографического института, который возглавлял Л.Я. Штернберг) и отделение физической географии. Позже, в 30-е гг., этнография из географического поля переместилась в поле историческое. Сегодня этнография (или этнология) в нашей стране находится в системе исторических наук. Но до сих нор существует отделение этнографии в Географическом обществе, где оно возникло еще в XIX в.
В 1924 г. был образован Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР.
В довоенный период развитие этнографической науки связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др.
С конца 40-х гг. активизировались исследования этногенеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их этнического формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного общества, его хозяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры современного сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этнографических, археологических, антропологических и письменных источниках. С.П. Толстов, М.Г. Левин разрабатывали теорию хозяйственно-культурных типов и историко-этногра- фических областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциальных общностей.
В 50-е гг. XX в. были изданы крупные труды по народам страны и всего мира, создана серия этнических карт. В 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англоамериканской социальной и культурной антропологии, французской структурной антропологии, а также истории этнологии Германии и др. Выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Пеошиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебок- саров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899-1985) создал серию работ по проблемам общественного строя, этногенеза, истории и религии разных народов. Широко известны его работы «История русской этнографии» и «История зарубежной этнографии». Н.Н. Че- боксаров (1907-1980), профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии.
Начиная с 70-х гг. этнографы СССР стали проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дро- бижевой, В. В, Пименова и др. развернулись этносоциологи- ческие исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем.
В 80-е гг, развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса: социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей, Э.С Маркарян), биологической (Л.Н. Гумилев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С,А. Арутюнов), экоадаптивной (В.Г1. Алексеев), Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически локализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизировались этнонациональные исследования: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и прочие аспекты национальных отношений. Решался вопрос о прикладных задачах этнографии в России и возможностях ее использования при решении актуальных экономических, социальных и политических проблем12.
Особое место в науке занимает Л.Н. Гумилев (1912-1992). Он предложил оригинальную концепцию этногенеза, являющуюся предметом дискуссий среди российских ученых.
Современное состояние этнографии в России характеризуется особым вниманием к теоретическому обобщению идей и эмпирического материала, накопленного русской и мировой этнографией, развитием исследований в зонах со смежными науками, что характерно для всех отраслей современного социального и гуманитарного знания.
В российской научной системе до 1990-1991 гг. держалось название «этнография». В настоящее время этническую антропологию курирует академический Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Антропологический институт находится в системе биологического факультета Московского университета. Функционируют Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, немногочисленные кафедры и лаборатории при вузах, другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений.
Основная общественная организация в России — по прежнему Ассоциация этнографов и антропологов. Главные музеи называются этнографическими. Печатный орган, издающийся ИнститутохМ этнологии и антропологии и раньше именуемый «Советская этнография», теперь носит название «Этнографическое обозрение».
Происходят изменения и в учебных программах, стандартах. Так, термин «этнография» стал заменяться на «этнология». Первый учебник, изданный в 1968 г., назывался «Основы этнографии». В 1982 г. вышел учебник «Этнография». В 1994 г. уже появился учебник «Этнология», где после каждого слова «этнология» в скобках пишется «этнография» и подчеркивается, что этнография и этнология — единая дисциплина.
Может быть, скоро наша наука будет называться антропологией, что окончательно соединит русскую этнографическую школу со школой, которая развивается в Америке и Англии.
1. В какой мере необходимы этнографические знания в вашей будущей профессиональной деятельности?