Наш край в эти годы.

В результате военных действий и оккупации понесла огромные потери экономика Причерноморского региона, особенно Одессы. В грудах развалин лежало большинство причалов порта, цехов заводов, были разрушены вокзал, все железнодорожные станции, депо. До войны Одесса имела высокоразвитую пищевую промышленность - 53 предприятия союзного и республиканского подчинения, 25380 человек выпускали продукцию на 660 млн. рублей. Из них было выведено из строя 75%. Пострадали предприятия легкой промышленности - обувные, суконная, швейная, джутовая и др. фабрики. С первых же дней после освобождения города, не зная усталости, по-фронтовому трудились тысячи одесситов по восстановлению промышленных предприятий. В первую очередь возрождалась промышленность - ее продукцию ждал фронт. Заводы восстанавливались практически с нуля, разбирались завалы, этот тяжелый труд зачастую ложился на плечи женщин, стариков, подростков. Все ценнейшее оборудование заводов было вывезено оккупантами в Румынию. К февралю 1945 г. были восстановлены 11 промышленных предприятий Одесской области.

В результате боевых действий 1941 и 1944 гг. и оккупации, пострадали все виды транспорта. Из 38 причалов Одесского порта 33 были разрушены, было полностью уничтожено Черноморское пароходство. На железнодорожном транспорте были разрушены вокзал, все станции, депо, подъездные и магистральные пути.

7 октября 1944 г. в Одесской бухте бросили якоря первые черноморские транспорты "Калинин" и "Димитров", ознаменовавшие своим приходом начало эксплутационной деятельности порта. 2 августа 1945 г. в первый пассажирский рейс Одесса-Батуми отправился теплоход "Украина". Быстрыми темпами восстанавливался железнодорожный транспорт. 29 апреля 1944 г. в Одессу уже прибыл первый пассажирский поезд. К июню 1945 г. Одесса уже была связана железнодорожным сообщением с Москвой, Киевом, Унгенами, Иловайским, Знаменкой.

В марте 1946 г. трудящиеся города приступили к выполнению заданий IV пятилетки, за годы которой они должны были достичь довоенного уровня развития экономики и значительно его превысить. К концу пятилетки работали на полную мощность предприятия легкой промышленности. Снова заняла видное место в экономике Одессы пищевая промышленность. После войны в Одессе возникла новая отрасль промышленности. В 1946 г. была создана китобойная флотилия "Слава". Китобойная база представляла собой плавучий завод, в цехах которого китовое сырье перерабатывалось в пищевой и технический жир, в кормовую мясную муку и др. продукты. Практически заново создавалось Черноморское пароходство.

На железной дороге вырос объем грузоперевозок, улучшилось обслуживание пассажиров. Было построено 25 новых вокзалов, в том числе на станциях Котовск, Мардаровка, Раздельная, Сербка и др. Сооружение вокзала станции Одесса-Главная было объявлено народной стройкой, его торжественное открытие состоялось в пятой пятилетке - 12 июля 1952 года. К концу четвертой пятилетки промышленность Одессы превзошла довоенный уровень. Более 50 предприятий города досрочно завершили пятилетний план.

В городе появились новые районы - Черемушки, Таирово, активно застраивались станции Фонтана. Росло количество ВУЗов и техникумов. В 1950-м году численность населения Одессы составляла – 600 тыс. человек.