Становление проблемы сознания как объекта психологического изучения (Декарт,Спиноза)

 

Концепция тела и души, дуализм в философии Р. Декарта

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятель-

но функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться. Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен- ном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой - тесно с ним связана. Душа может существовать отдельноот тела, но в действительности существует только в связи с ним Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.