Неориторика. Риторика в эпоху компьютеров

В США, как и на Западе, никогда не прерывалось изучение риторики, ибо речевые отношения людей в современной Америке очень интенсивны: говорят миллионы людей, призывающих купить какой-либо товар, призывают к порядку продавцов. спорят в различных аудиториях и по различным поводам, преподают в школах и университетах, участвуют в конференциях, проводят деловые беседы и т.д. и т.п. Но только говорить недостаточно, необходимо говорить хорошо, результативно, эффективно. Умение говорить приобретается лишь в результате многих знаний и упражнений.

В США вопросы риторики приобретают особую значимость: грамотное владение языком, речью является одним из условий успеха в различных областях жизни.

Преподавание риторики в том или ином виде входит как обязательный предмет во все учебные программы на всех ступенях обучения. Университеты и специальные учебные заведения лишь развивают риторические навыки, заложенные школьным образованием. Риторику в США относят к разделу не науки, а искусства.

В 19 веке основной акцент в работах по риторике был сделан на изучение письменных форм коммуникации с ее культом «правильности» речи. В начале 20 века наметилось иное направление: в центре внимания опять оказалась устная речь. Изучение ораторского искусства осуществляется в рамках т.н. «речевой коммуникации», предметом которой является изучение различных видов устной словесности: ораторского искусства, художественного чтения, дебатирования (диспуты), устного диалога и др. Американская риторика при этом ставит в центр внимания речевую активность личности, считая, что с помощью речи осуществляется контакт индивида с обществом, происходит социализация личности.

В американской риторике рассматриваются основные классические части риторики, но главное внимание уделяется технике речи, обозначаемой как «произнесение». Голос будет считаться хорошим, если он ясен, приятен, разнообразен, гибок и свободен от напряжения, если существует дыхательный контроль. Рассматриваются «составление речей», где анализируется композиция речи, «произнесение речи», раздел «виды речей» идентичен этапу «нахождение» (инвенции), где рассматривается нахождение темы речи, содержание ее.

Публичная речь, по мнению американских ученых, должна обладать качествами доверительной беседы с некоторыми поправками на условия и обстановку выступления. Оратор должен быть уверенным, энергичным, чувство заинтересованности должно связывать собеседников, должно поддерживаться взаимное внимание, интонация должна быть разнообразной, речь понятной аудитории. Через невербальные средства общения аудитория получает первое впечатление об ораторе – его искренности, доброжелательности, энергичности.

Разговорный стиль, задушевность, непосредственность и доверительность оратора – вот новые краски, продиктованные временем, отличные от «высокого ораторского стиля» древних. Не следует выучивать заранее текст выступления.

Американская риторика имеет богатый опыт, несомненно, представляет большой интерес, синтезируя различные подходы к изучению речи, адекватной потребностям сегодняшних дней.

Обучение риторике письменной речи с 60-х годов 20 века в Америке стало осуществляться с помощью компьютеров. Были разработаны т.н. эвристики (методы обучения, часто с использованием наводящих вопросов) для обучения студентов поиску необходимой информации по заданной теме, изобретению аргументов для доказательства или опровержения, входящих в состав речи тезисов. Все эвристики включают в себя серии вопросов, нахождение ответов на которые и позволяет выработать навыки риторического «изобретения». Эта особенность придает им универсальное практическое значение. В работе С.А.Сычева «Обучение риторике в эпоху компьютеров» рассматриваются несколько эвристик (Ларсона, Боли и др.), в которых требовалось ответить на несколько десятков вопросов для поиска содержания на заданную тему. Например, относится вопрос к прошлому, настоящему или будущему? Почему возник данный вопрос? Какие утверждения могут быть выдвинуты в качестве ответа? Что из них следует? С какими объектами или событиями соединяется данное понятие в вашем опыте или в воображении? Какими характеристиками должен обладать объект или событие? С чем сходно событие? Его причины и последствия? Как можно квалифицировать данное событие? Показать важность вопроса для читателя и т.п.

Компьютер в состоянии реализовать все основные культурно-исторические функции языка: моделирование картины мира, прогнозирование событий, управление деятельностью и обучения. В России этот процесс только начинается .

Как уже отмечалось, в 30-80-е годы 20 века в России риторика не преподавалась почти нигде, лишь отдельные рекомендации этой науки вошли в теорию литературы, культуру речи, использовались при обучении выразительному чтению и рассказыванию. Риторика утратила свою целостность и самостоятельность. Кризис не коснулся только церковной риторики, которая все эти годы продолжала преподаваться в богословских учебных заведениях. Но уже в 50-е годы 20 века подспудно начали вызревать те факторы, которые привели к ренессансу риторики в конце 80-х годов. Это потребности демократического развития общества, осознание роли речевых умений каждого члена общества; успехи наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет; острый и быстро растущий интерес молодежи к риторике; требования делового общения; пример развитых стран Запада.

Неожиданный интерес к риторике, показавшийся поначалу просто очередной модой, постепенно приводит к формированию весьма перспективного направления междисциплинарных исследований языка в действии. Современная, обновленная риторика получила название неориторики ( «новая риторика» – термин Х. Перельмана)

Возвращение риторики на авансцену современной науки породило немало серьезных проблем методологического характера, заставив пристально вглядеться во вновь намечаемые границы между риторикой и другими близкими теориями (психолингвистикой, контент-анализ, теорию действия и др.).

Вместе с тем неориторика представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики – наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. Неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения. В неориторике, как и в традиционной риторике при работе над текстом, речью выделяются следующие этапы – инвенцио – выбор темы, сбор материалов, овладение темой; диспозиция - расположение материала, структурирование его; элокуция – тщательное языковое оформление текста. Сохранены и получили новое развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с ней, изучение интересов слушателей, мастерство оратора, умение « на ходу» вносить изменения в текст, анализ собственной речи.

Неоднократно отмечалось, что риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств и других приемов, порождающих определенные эмоции, способные привести к новому поведению. Речь – это поступок. Теория стилей была непосредственно заимствована из античной риторики без каких-либо изменений. Разработанная античной риторикой система логических доказательств (аристотелевские силлогизмы, энтимемы и т.п.), используемых в рамках убеждающей речи, складывается в теорию аргументации, используемую и в настоящее время.

Появился и ряд новых моментов: изучение структуры общения, изучение ролей слушателей, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т.д. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному средствами массовой информации (радио, телевидением, прессой, рекламой); к построению теории диалога, к вариантам обратной связи в общении. Прошло то время, когда главным средством общения была газета, теперь внимание приковано к телевидению и радио. Изменился и сам состав аудитории: она стала более образованной. Журналисту теперь требуется немалое риторическое умение, чтобы удовлетворить запросы аудитории. Современные масс-медиа возродили важность произнесенного слова. По мнению западных специалистов, лишь 7% успеха зависит от того, что человек говорит, а 55 % - как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит.

Специалисты неориторики много занимаются проблемами текста: исследуются индивидуальные особенности понимания текстов, изучаются функционально-смысловые типы речи, особенности их построения, их стилистики.

Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания – лингвистика текста. Напомним, что текст – это продукт речевой деятельности. Риторика всегда проявляла интерес к построению текста, не ограничиваясь рамками предложения. Теперь выделяют компоненты, части текста. Например, абзацы. Деление текста на абзацы во многом субъективно: так, М. Горький делит свои тексты на мелкие абзацы, Н.В. Гоголь – на крупные. Современная наука усматривает в тексте две его стороны: языковую, структурно-грамматическую и речевую, коммуникативную. Первая отражает связи в построении текста, вторая – его информативное содержание, коммуникативные цели и результаты общения, понимание текста. В любом тексте выделяется множество связей – логических, сюжетных, содержательных, лексических, грамматических, интонационных. Теория внутритекстовых связей позволяет анализировать текст, осознанно рассматривать структуру текста, сами связи, что в результате приводит к пониманию авторского замысла, при необходимости - к редактированию текста.

Много внимания уделяется анализу содержания высказывания – т.н. контент-анализу, применяемому главным образом в коммерческом деле (рекламе). Под контент-анализом понимается семантический анализ выделения ключевых слов в тексте (анализ значений этих ключевых слов). Однако недостаточно выделить ключевые слова культуры и оценить их значения, необходимо еще рассмотреть различные формы речи и мысли. Культура предлагает человеку как носителю культуры различные варианты форм речи, в этом разнообразии выражаются терпимость и сосуществование разных идей и разных ценностных иерархий. Для анализа этой ситуации используется термин «логосфера», понимаемый как единая структура мысли и речи, общие принципы, которые определяют эту мыслеречевую структуру. В более широком значении – вся огромная область культуры, наполненная «словами и идеями».

Логосфера французской культуры предоставляет три возможности выбора, можно отметить, что в современной отечественной логосфере вряд ли есть такой выбор: самая агрессивная из табличек, вероятнее всего, по мнению А.К. Михальской, окажется единственным вариантом. Исследование логосферы – во многом ключ к пониманию специфики менталитетов и ментальности народов, которые понимаются как способ мышления личности или группы, присущая им духовность, склад ума, мировосприятие.

Развивается спич-коммуникейшн – речевая коммуникация и ее доведение в надлежащем виде до слушателей. Рассматривается следующая схема коммуникативного процесса: кто говорит – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом. Коммуникация есть та же попытка убедить собеседника, т.е. риторическое действие. Подчеркивается значение обратной связи при коммуникации. Большое значение придается «манере говорить», которую следует рассматривать «как «окно», через которое мы «видим» речь. Если оно разбито, затуманено, покрыто грязью, то оно мешает усвоению содержания, если же оно чисто, то позволяет вам наиболее полно воспринять каждый аспект выступления».

Вывод.Информационное общество предъявляет специфические требования в риторике. Это связано не только с формами риторического влияния, способов выражения, но и с содержанием риторических текстов, накалом идеологических противостояний.