Драматургия «новой волны».

В 70-е -80-е годы появились пьесы драматургов, схожие творческие принципы которых позволили объединить их в драматургию «новой волны» или поствампиловскую драматургию.А.Вампилов оказал сильное влияние на молодых авторов «новой волны». Характерные её фигуры – Л.Петрушевская, В.Славкин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Рощин, В.Арро, С.Злотникова, А.Казанцев, Н.Садур и другие. В критике 1980-х годов пьесы этих авторов были названы «поствампиловской драматургией» в связи со сходством драматургического метода. Можно выделить общие принципы поствампиловской драматургии («новой волны»). Одним из существеннейших элементов этой системы является стремление ликвидировать дистанцию между сценой и зрителем. Вторым принципом была одноактность. Одноактность становится способом ликвидации у зрителя ощущения несовпадения художественного и реального времени. Третьим пунктом является натуралистичность языка. Совпадение пространства, времени, стереотипов поведения и, наконец, натуралистичность языка создают не столько эффект присутствия зрителя в пространстве пьесы, сколько эффект непрекращающегося быта зрителя. «Наверное, есть две объективные причины возрождения одноактной драматургии: либо крайняя переменчивость быта, его подвижность, текучесть, когда завтра совсем не похоже на сегодня, а вчера можно запечатлеть, лишь остановив мгновение, либо, наоборот, предельная стабильность, устойчивость жизни, когда время будет остановлено, завтра будет то же самое, поэтому его незачем демонстрировать и достаточно одного акта, следующий станет его повторением[12]». В данной период очень многие драматурги писали одноактные пьесы: В.Арро, В. Славкин, А.Соколова, С.Золотников, Н.Садур, Н. Коляда, Л.Разумовская и другие. «Одноактные пьесы - это театр, необыкновенно чувствующий время[6]». Поствампиловская драматургия исследует многие варианты душевного дискомфорта героев, как следствия нравственной атмосферы застойного времени, в которой были все условия для процветания конформизма, «двойной жизни», когда духовный потенциал человека стал обесцениваться. Психологическая драма «новой волны» продолжала воссоздавать «историю болезни» общества, фиксируя черты нравственного распада, бездуховность, одичание. По словам театроведа Б. Любимова, драматургия 80-х годов нарисовала некий портрет «промежуточного поколения», «людей не очень добрых, но и не так чтоб очень- злых, всё знающих про принципы, но далеко не все принципы соблюдающих, не безнадёжных дураков, но и не подлинно умных, читающих, но не начитанных; о родителях заботящихся, но не любящих ;ни во что не верующих, но суеверных…»

Как мы уже убедились, одноактная форма усиливает психологизм пьесы и особенно ярко мы это наблюдаем в драматургии «новой волны». Теперь перейдём к самому психологизму, его особенностям и приёмам.