Государственная территория
Государственная территория и относящиеся к ней пространства (воздушное пространство и территориальное море) вместе с правительством и населением в ее границах представляют собой физическое и социальное проявление основного вида субъекта международного права - государства.
Правовая компетенция государств и нормы ее защиты зависят от наличия и предполагают наличие стабильного, физически отграниченного территориально-политического организма - homeland.
Компетенция государств в отношении их территории определяется как суверенитет и юрисдикция. Обычный комплекс государственных прав, так называемый типичный случай правовой компетенции, обозначается как суверенитет. Можно сказать, что суверенитет не что иное, как краткое обозначение правосубъектности определенного рода, то есть статуса государства. Конкретные права или совокупность прав, количественно меньшая, чем обычный комплекс, называется юрисдикцией, которая относится к конкретным аспектам правосубъектности, в особенности к правам, претензиям, привилегиям и компетенции[5].
В правовую компетенцию государства (суверенитет) входят значительные права в отношении внутренней организации и распоряжения территорией. Это общие права управления, администрации и распоряжения. Суверенитет проявляется также и в том, что на государственной территории исключается действие публичной власти другого государства, за исключениями, касающимися, например, дипломатических представительств.
Части государственной территории.
К сухопутной территории, постоянно находящейся выше линии наибольшего отлива, относятся: материк, острова и анклавы (то есть части сухопутной территории государства, охваченные территорией другого государства и не имеющие морского берега). Сухопутная территория не обязательно состоит из всех названных разновидностей.
Водная территория состоит из вод, рек, озер, искусственных хранилищ и водных путей, расположенных в пределах данного государства, внутренних морских вод и территориального моря.
К внутренним водам государства относятся:
- воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря;
- воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 морские мили;
- «исторические» заливы (воды, которые ввиду их особого положения и значения для обороны данного государства, принадлежащие ему в силу исторической традиции), даже если ширина входа превышает указанный лимит (в РФ - Залив Петра Великого, Пенжинская губа на Дальнем Востоке);
- воды портов;
- воды между прямыми исходными линиями, от которых производится отсчет территориального моря. Причем, если установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, считавшихся ранее территориальным или открытым морем, в этих районах сохраняется право мирного прохода.
Правовой режим морских портов и рейдов регулируется нормами национального законодательства с учетом сложившейся мировой практики. Обычно прибрежное государство открывает для захода иностранных торговых судов некоторые торговые порты по своему усмотрению. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех торговых судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. Государство может по своему усмотрению исключить любой порт из списка открытых, а также временно закрыть доступ во все свои порты по соображениям безопасности. Судно, терпящее бедствие, может зайти в любой порт прибрежного государства.
Правовой режим пребывания иностранных судов в порту, в смысле объема льгот и преимуществ, определяется двусторонними соглашениями, по которым может быть предоставлен причал, уменьшены сборы и проч. При отсутствии соглашений - порт используется на общих основаниях без какой-либо дискриминации.
По общему правилу иностранное торговое судно и все находящиеся на нем члены экипажа полностью подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Тем не менее существуют сложившиеся обыкновения, которые позволяют разграничить определенные ситуации:
1. Осуществление уголовной юрисдикции - член экипажа иностранного судна, совершивший деяние, являющееся преступлением по законодательству прибрежного государства, несет ответственность наравне с гражданами этого государства. Теоретически не имеет значения на судне или на берегу совершено преступление. В практике же сложился критерий, согласно которому, если деяние затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, не нарушен порядок и спокойствие в порту, а к местным властям не поступила просьба о помощи со стороны консула или капитана, то юрисдикция прибрежного государства не применяется.
2. Осуществление гражданской юрисдикции - хотя юрисдикция государства распространяется и на судно, и на имущество на борту, правила об аресте, задержании и исполнении судебного решения не применяются в силу принципа иммунитета государственной собственности. Как правило, государство не вмешивается и в гражданско-правовые споры между экипажем.
3. Трудовые конфликты - в тех случаях, когда спор возникает между членами команды и капитаном в отношении заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, на практике юрисдикцию прибрежного государства не применяют.
4. Осуществление административной юрисдикции - в отличие от уголовной или гражданской юрисдикции, из которых на основании двусторонних договоров возможны изъятия, применяется ко всем судам - государственным и частновладельческим - в полном объеме.
Недра и воздушное пространство, согласно общепризнанному правилу, принадлежат тому государству, которое обладает суверенитетом над поверхностью - cujus est solum est usque ad caelum et ad inferos («чья земля, тому принадлежат воздушное пространство и недра»). Государства исходят из заботы о национальной безопасности и неприкосновенности нейтральных государств, а потому в воздушном пространстве не допускается право мирного пролета, даже над территориальным морем.
Способы приобретения территории.
При рассмотрении способов приобретения территории необходимо остановиться на понятии правового титула. Термин «суверенитет» в целом обозначает компетенцию, принадлежащую государству в отношении его территории. Такая компетенция является следствием правового титула, который можно определить как правомерность притязаний на территориальное верховенство против других государств.
1. Договор уступки (цессии) территории - право владения территорией может быть предоставлено по соглашению сторон и если приобретатель вступает во владение территорией в соответствии с условиями договора, этот договор составляет правовую основу суверенитета.
Момент перехода территории может быть определен в договоре, но обычно это дата вступления договора в силу.
2. Иные формы распоряжения территорией по договору - правовой титул может существовать на основании одного лишь договора, когда по такому договору производится взаимное признание суверенитета в торжественной форме, уделяя внимание деталям. В отличие от этого способа цессия передает твердо установленный титул (например, в случае спорной пограничной линии договор, разрешающий проблему, создает правовой титул, поскольку до этого момента вопрос о нем не был решен[6]).
3. Волеизъявление в других формах - наличие волеизъявления в отношении передачи территории может быть доказано без заключения какого-либо формального соглашения. Например, одна из сторон договора цессии не внесла соответствующие изменения в законодательство, и договор формально может оказаться недействительным в судах этого государства. Однако если передача территории состоялась и изменение суверенитета признано заинтересованными сторонами, вопрос о действительности договора не имеет значения.
4. Uti possidetis (juris) – «чем владеете, тем и владейте» - в районе Латинской Америки взаимное волеизъявление как способ распоряжения территорией в свое время обрел косвенную форму. В своей практике государства-преемники Испании согласились применять в отношениях друг с другом, а позднее и в своих спорах с Бразилией, следующий принцип разрешения пограничных споров: «После того, как перестала существовать общая суверенная власть, потребовалось достигнуть согласия относительно общего принципа демаркации, поскольку все стремились избежать обращения к силе. Был принят соответствующий колониальному периоду принцип uti possidetis, то есть принцип, предусматривающий сохранение демаркации, существовавшей при колониальном режиме, применительно к каждой единице, ставшей государством»[7].
Во многих случаях применение этого принципа не дает вполне удовлетворительных результатов, но он получил применение при разрешении вопросов о границах в Азии и Африке.
5. Отказ от территории - случается, что государства отказываются от своего титула в отношении территории при обстоятельствах, когда эта территория не становится terra nullius. Здесь отсутствует элемент взаимности и нет договора о передаче территории (как при цессии). Отказ от территории может служить признанием того, что титул принадлежит теперь другому государству; либо признанием или соглашением о предоставлении права распоряжения территорией другому государству или группе государств.
6. Приобретение территории в силу судебного решения - решение суда является основанием титула, однако само по себе оно не есть акт распоряжения территорией. Как правило, суверенитет меняется только с завладением территорией во исполнение судебного решения - в этом случае решение придает владению качество суверенитета.
Судебное решение имеет распорядительное действие в следующих случаях:
Ø - характер территории таков, что не требуется никаких физических действий для эффективного завладения;
Ø - обе тяжущиеся стороны осуществляют административные акты в отношении данной территории, решение лишь декларирует того, кто является законным владельцем;
Ø - проигравшая сторона должна продолжать владеть территорией с делегированными правами управления и юрисдикции;
Ø - выигравшая сторона уже владеет данной территорией;
Ø - решение касается лишь подробного фиксирования пограничной линии.
В широком смысле многие вопросы титула возникают в связи с пограничными спорами, но с принципиальной точки зрения эти вопросы отличны.
Могут иметь место передачи значительных по размеру территорий, в результате которых титул переходит к приобретателю, хотя при этом и не происходит точного установления границ. С другой стороны, точное установление пограничной линии может являться отлагательным условием в договоре цессии.
Определение границы производится в соответствии с особыми правилами (например, правило Тальвега - границей судоходной реки служит середина главного судоходного пути) - эти правила, скорее, презумпции и принципы справедливости, нежели императивные нормы.
Что касается практического аспекта вопроса о границах, то часто соглашение о точном прохождении пограничной линии сопровождается процедурой демаркации, то есть обозначения границы на местности посредством столбов, камней и проч. Для некоторых целей граница может быть юридически определенной, но не демаркированной. Границы, являющиеся границами де-факто, ввиду отсутствия демаркации или неразрешенного территориального спора могут считаться юридическим пределом суверенитета для целей гражданской или уголовной юрисдикции, законов о гражданстве, запрещения незаконного вторжения или применения оружия.