Западное и восточное христианство

 

Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. В период раннего Средневековья христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верую­щих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Христианство было тем общим, что объединяло пря­мую наследницу Римской империи — Византию — и королевства, ос­нованные в Западной Европе варварами.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. В За­падной Европе главой церкви являлся папа римский, а на территории Византии (Восточной Римской империи) — константинопольский патриарх. Во второй половине IX в. определились различия между Западной и Восточной церковью в вероучении, обрядах, церковной орга­низации, восходящие к различиям между латинской и греческой куль­турами. Конфликт усугубляло и языковое различие — официальным языком церкви на Западе оставалась латынь. Восточная же церковь допускала службу на национальных языках. В конце концов, эти отли­чия привели к обособлению западного христианства - католицизма от восточного — православия. Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей (произошел церковный раскол). В 1054 г. константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Так в Средние века возникли два христианских мира. С тех пор Западная церковь называется католической (т. е. всемирной), а Восточная — православной (истинной).

Католики стремились постичь божественные истины разумом. Ис­ходя из идей Святого Августина, которого называли «учителем Запа­да», они считали, что разум может познать законы сотворенного Бо­гом мира. Этим объясняется интерес людей западного мира к механике и естественным наукам. Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства. Православные считали очень важным внутреннее совершенствование человека через молит­вы, обращение к Богу.

Католическая церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа. На второй ступеньке стояли кардиналы — ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов — управляю­щих церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей — аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приход­ские священники и монахи. Правители европейских государств нужда­лись в поддержке папы, обладавшего большим влиянием на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Евро­пы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителя­ми Папской области.

В отличие от западно-христианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточно-христианской не было единого церковного центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Алек­сандрийская патриархии считались самостоятельными. Однако фактически главой восточной церкви был константинопольский патри­арх. С VII в., после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции, он остался единственным патриархом на территории им­перии.

Глава западной церкви, претендуя не только на духовную власть над всеми христианами, претендовал и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями. На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь. Импе­раторы беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на на­значение патриарха.