В амфитеатре и цирке
О гладиаторских боях сообщалось заранее. Специально нанятые писцы обычно красной краской писали "афиши" на стенах домов и общественных зданий, городских стенах и даже надгробиях. Одновременно на улице можно было купить размноженные списки с описаниями наиболее привлекательных пар бойцов и их вооружения. Флажки с именами гладиаторов, которые носили по городу, выполняли функции "программок". Наконец, о предстоящих играх в людных местах громогласно оповещали глашатаи.
Истоки игр. Согласно преданию, именно этруски принесли в Южную Италию гладиаторские игры. Тела погибших выволакивал с арены человек в маске змееволосого этрусского демона смерти. Этруски долгое время верили в то, что для предотвращения нависшей над городами опасности кровь соплеменника более эффективна, чем принесение в жертву чужака, особенно если эта кровь предлагалась добровольно. Но простое ритуальное убийство они заменили поединком на смерть у могил и на арене. Этруски были убеждены, что умерший будет ему рад. Это была честь, которую воздавали знатному покойнику.
Римляне заимствовали эти "погребальные игры" (другое их название munus - долг, обязанность). Как часть поминок, в память об умершем, их впервые устроили в 265(4) г. на Бычьем рынке сыновья некоего Брута Пере. Билось всего три пары гладиаторов. От этрусков римляне переняли также травли зверей.
В 105 г. консулы впервые официально устроили игры для народа как магистраты, то есть независимо от заупокойного культа. Игры были введены в число публичных зрелищ, устройство которых вменялось магистратам, которые издавали об играх законоположения. Частные лица также имели право их устраивать в качестве тризны. Организация игр могла оговариваться в завещании частного лица. В Риме с началом империи организация игр частными лицами была запрещена.
Распространению гладиаторства способствовало стремление магистратов, политиков, авантюристов использовать свои отряды вооруженных людей для решения своих частных задач. Именно гладиатор задушил императора Коммода.
Дать отменные гладиаторские игры - значит привлечь на свою сторону голоса при выборах. Поэтому по предложению Цицерона кандидату, претендующему на магистратуру, запрещалось давать бои в течение двух лет до избрания (кроме случаев, если к тому его понуждало завещание). Количество выставляемых пар регламентировалось. Август распорядился: не более 60 пар. Более того, отменил государственные доплаты организаторам игр - их устройство стало под силу только весьма состоятельным людям.
В целом, устроить игры мог любой римский гражданин. Для этого требовалось специальное разрешение сената, за исключением, понятно, императоров. После победы над даками Траян в 107 г. устроил игры, которые длились четыре месяца и на которых бились десять тысяч гладиаторов и затравлено одиннадцать тысяч зверей. Обязательность ритуала принесения искупительных жертв послужило причиной организации игр в годовщины дней смертей и рождений (так, Цезарь дал их в память отца и впервые в честь женщины - своей умершей дочери Юлии, победы, при сооружении и освящении новых храмов, статуй и т.д.). Поводами для устройства игр были также те или иные события при дворе императора, в благодарность магистрата за избрание.
Здесь надо сказать, что на подобные зрелища стекалась масса народу, многие приезжие ночевали в палатках прямо на улицах. Но с началом зрелищ эта масса могла повести себя отнюдь не чинно или достойно. Так, на зрелищах, устроенные Юлием Цезарем по случаю своих триумфов, «давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».[1]
Устройство игр и продажа гладиаторов были весьма доходным делом. Отряды гладиаторов передавались их хозяином за деньги во временное пользование какому-нибудь устроителю игр. Гладиаторские школы были хорошим источником для казны.
Около Колизея находилась Большая школа гладиаторов (Indus Magnus). Поблизости от нее - spoliarium, куда приносили убитых с арены, и samiarium, где изготовляли и чинили оружие и доспехи.
Все оружие находилось в особом арсенале и выдавалось только в дни игр. Во главе школы стоял прокуратор, иные из сословия всадников, имевший при себе помощников.
Но мало кто из устроителей игр не мог обойтись без посредника. Людей, которые занимались покупкой, содержанием, обучением и сдачей в пользование и продажей гладиаторов, называли ланистами.
Состав гладиаторов был пестрый. Прежде всего, это военнопленные. С эпохи империи к гладиаторскому званию (ad gladium) можно было присудить (за убийство, разбой, поджог или осквернение храма, государственную измену или военный мятеж). Осужденный либо дрался, либо, не имея никакого оружия, убивался на арене. Если после двух лет обучения и трех лет гладиаторской службы этот человек оставался жив, он получал в знак освобождения от выступлений деревянный меч. Через пять лет мог получить pileus - колпак как символ полного освобождения.
Посылали на арену рабов (за вину и без вины, с Адриана - с согласия раба, не совершившего проступок). Труппы гладиаторов имели состоятельные семьи, даже женщины и легионеры.
Можно было стать гладиатором и свободнорожденному или вольноотпущеннику. Если человек делал выбор добровольно, он должен был объявить народному трибуну свое имя, возраст и установленную ланистом сумму за выступление. Если трибун не возражал, новобранец заключал договор с указанием его сроков и произносил клятву, которой формально отрекался от прав свободного человека. Но мог выкупить себя у ланиста досрочно, даже до начала выступлений.
Существовали официальные запреты для сенаторов и всадников выступать гладиаторами, но они не исполнялись. В 200 г. н.э. законодательно запретили выступать на арене женщинам.
Гладиатор числился в разряде infames - "опозоренных". Он не мог стать всадником, быть декурионом в муниципии, выступать в суде защитником или давать показания по уголовному делу. Как самоубийце, ему отказано было в почетном погребении. Но известны случаи, когда павшим гладиаторам ставили памятники их соратники или управляющие школами.
Обычно гладиаторские бои начинались во второй половине дня. Утром за государственный счет устраивались травли зверей. Боец или атаковал зверей поодиночке, или же показывалась охота на целую стаю. Они чередовались показом дрессированных животных, борьбой людей со зверьми. Участники борьбы были военнопленные, осужденные или вольнонаемные.
Игры начинались шествием гладиаторов по арене. Они шли строем, в пурпурных, расшитых золотом солдатских накидках, часто в шлемах (либо с посеребренным, как у бойцов Цезаря, оружием). За ними следовали рабы, которые несли боевое снаряжение. Перед императорской ложей, с поднятой правой рукой, гладиаторы произносили: "Ave, Ceasar, imperator, morituri te salutant!".
Затем часто гладиаторами разыгрывался деревянным оружием мнимый поединок с целью показать свою ловкость и умение фехтовать.
Выносили настоящее оружие, устроитель или его доверенное лицо его проверяли: зазубренные или тупые мечи отбирали и заменяли новыми. После раздачи осуществлялась жеребьевка пар (за исключением тех, которые были заранее объявлены).
После звука трубы или рога, под бой барабана, звуки рожков, трели флейт, иной раз под звуки водяного органа и пения, появлялись пары бойцов. Только при Траяне зрителям было разрешено свободно изъявлять свои чувства и аплодировать любому гладиатору, не боясь при этом поплатиться здоровьем или жизнью.
Чаще всего гладиаторы бились попарно. Сражались также пешими и конными группами. Специальные рабы стегали бичами или прижигали раскаленным железом не желавших убивать или умирать. Но бои не всегда заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался лишь без чувств или обессиленный от ран опускался на колени.
Если гладиатор был ранен и не желал больше сражаться, он отбрасывал оружие и щит в сторону, ложился на спину и просил о пощаде: поднимал кверху палец большой или указательный палец левой руки или всю руку. Зрители кричали или "missum!" , махали платками и поднимали кверху пальцы или "iugula!" с приложение большого пальца к шее. То, что мы видим в фильмах, - опусканием большого пальца книзу, это, есть мнение, голливудская фантазия режиссеров. Если поединок затягивался и силы гладиаторов были равны, толпа их отпускала с арены ("избавлены от смерти"). По требованию зрителей раб-гладиатор мог получить и свободу.
Победителю вручали официальную награду - пальмовую ветвь, а также значительные денежные подарки. Финансировал раздачу призов устроитель. Бывало, осыпали золотыми монетами (и зрители громко считали, сколько монет упало). Нерон подарил одному из гладиаторов дворец.[2]
Специальные лица в масках, изображавших бога подземного царства Меркурия, раскаленным железом проверяли, живы еще или мертвы лежащие на арене. Подававших признаки жизни добивали. Всех уносили (иной раз утаскивали крюками) в украшенную венками мертвецкую. Сквозь "Ворота смерти" их провожали другие лица, в масках, одеянии и атрибутом (молотком) этрусского божества - спутника мертвых.
Во время пауз рабы и слуги перекапывали и разравнивали песок.
...Последние императорские школы были закрыты при Гонории в 399 г. Через несколько лет были запрещены и игры. Травли же зверей оказались под запретом только в 681 году.
В цирке.
Бега в цирке устраивались часто. Они, во-первых, были составной частью пяти "годовых" римских праздников - игр: Плебейских, Римских, в честь ряда богов, дня рождения Августа и дня возвращения его из победоносного восточного похода. Во-вторых, они устраивались по поводу какого-нибудь счастливого события. В эпоху империи их устраивали консулы, вступая в должность.
Истоки "цирковых игр" лежат в веселом сельском празднике в честь бога Конса, охранителя сжатого и убранного хлеба. Под его особым покровительством находились лошади и мулы - их бега были составной частью празднования.
Неслучайно поэтому играм предшествовала торжественная процессия. Она спускалась с Капитолия на форум и через ворота Помпы вступала в цирк и обходила его кругом.
По мере приближения бегов заключались пари, многие занимали места перед входом в цирк с ночи.
Разделения на мужские и женские места не было. В начале Империи были устроены специальные места для сенаторов и для всадников. Император имел особую ложу, за исключением случаев, когда игры устраивались за его собственный счет. Император-председатель на играх помещался обыкновенно над выездными воротами для колесниц.
Магистрат, ведавший устройством игр, из своей ложи над воротами Помпы, бросал вниз белый платок. Игры начинались.
В цирке преобладал бег колесниц. Но происходили также бега лошадей с вольжировкой, кулачные бои, соревнования скороходов и борцов, показательные бои и военные парады, нередко верхом выезжало все сословие римских всадников. (Бои гладиаторов и травля зверей - в виде исключения).
Как правило, возницы должны были объехать арену семь раз. Победителем считался тот, кто первым достиг белой черты, проведенной мелом напротив ложи магистрата. Обычно заездов было 10-20. Бега продолжались до вечера с четырьмя перерывами. Длина заезда равнялась примерно четыре километра.
Если на арене что-либо происходило не по правилам, зрители вставали с мест и размахивали тогами. Это служило знаком, что состязания должны быть прекращены. Затем их начинали еще раз.
Чаще всего колесницы были запряжены четверней (две средние лошади - коренники - шли под ярмом), реже тройки. Особого искусства требовало управление упряжкой от шести до десяти лошадей. Большой честью было победить, когда возница выступал на уставших лошадях, принимавших участие в процессии, или на лошадях, которые выезжали в цирке в первый раз, а самым виртуозным - выступление на лошадях другой "партии".
Лошадей приобретали на конных. Марциал подметил, что светски человек считал обязанностью знать родословную цирковых скакунов. Нерон установил пенсии для скаковых лошадей, "уходивших" на покой.
Возничий одной рукой правил, в другой держал бич. Опасность подстерегала возничего на всем протяжении бегов. Поэтому и костюм возничего был: круглая кожаная шапка с клапанами, плотно обмотанная ремнями до подмышек туника, короткий острый нож (в случае падения он перерезал им вожжи, которые обычно закидывал себе за спину), ременные обмотки до колен, иногда гетры, закрывавшие бедра почти целиком.
Рядом с колесницей шел мальчик с вожжами (если они падали на землю, это считалось дурным предзнаменованием - следовало начать шествие сызнова от самого Капитолия).
Обеспечением конных состязаний занимались беговые общества. Чтобы победителя заездов было видно сразу, "партии" стали одевать своих возниц в разные цвета. При империи к туникам белого и красного цвета добавились туники голубого и зеленого. Возница мог переходить из одной партии в другую.
Профессия возницы в целом была наследственной. Победителям вручались пальмовые ветви, венки, деньги. Быть возницей было делом довольно прибыльным. Рим был уставлен статуями возниц, которые стояли рядом со статуями богов. Но и погибали они обычно молодыми, покинуть цирк после сорока лет было редкостью.
После Римских и Плебейских игр обязательно устраивалось торжественное угощение, а зрителей осыпали подарками.[3] Выигрышами служили одежда, серебряная посуда, драгоценные камни, картины, вьючные животные, ручные звери, рабы, и даже суда, доходные дома и поместья.
Бесплатная раздача хлеба.
Со времен Августа долгое время даровой хлеб получало 200 тысяч человек. В жизни Рима это считалось одной из главных забот императора. Занесенные в списки имевшие право на хлеб получали постоянный документ - "хлебную тессеру" - деревянную дощечку с обозначением дня получения и номера отделения (ostia) в месте получения - портик на Марсовом поле на 45 отделений. Кроме этого, выдавалась и контрольная марка, отдававшаяся раздатчику.
Ежемесячно выдавали 5 модиев зерна (примерно 45 литров). Получающие хлеб были разбиты на отдельные группы. Члены каждой группы с мешками приходили в свой отведенный день к своему отделению.
С 3 века стали раздавать или бесплатно, или по символической стоимости вино.
[1] Светоний. Божественный Юлий. 39, 4.
[2] Марк Аврелий ограничил тарифы вознаграждений: премия для свободного не должна была превышать четверти его покупной цены, для раба - одной пятой.
[3] Агриппа в заключении данных им игр велел разбросать с верхнего яруса по цирку особые жетоны (тессеры), по которым можно было получить одежду, еду и определенную сумму денег.