Андрей Боголюбский
(годы жизни ок. 1111–1174, Великий князь 1169–1174)
Честолюбив, полон воинственных замыслов. Сильная, но противоречивая личность. Любил и умел воевать.
Внешняя политика:
– с 1159 г. воевал с Новгородом, Волжской Булгарией (1164–1172 гг. – безуспешно), завоевал мордовские земли.
– В 1169–1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород.
Результат: расширение Ростово-Суздальского княжества, возвышение княжества над другими русскими землями. Укрепил власть в собственном княжестве.
Внутренняя политика:
– Действовал размашисто и непоследовательно, желал править единолично.
– Изгнал младших братьев и старую дружину отца. Жесткая политика по отношению к боярам в своем княжестве, наступал на их права и привилегии, расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, раздавал земли младшим дружинникам за службу (так появились дворяне – временные держатели земли).
Результат: политика Боголюбского вошла в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. В результате заговора в 1174 г. был убит своим ближайшим окружением. Начались усобицы.
– Перенес столицу из Ростова во Владимир в 1169 г., устроил резиденцию – Боголюбово.
– Впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.
Результат: стал Великим князем всей Русской земли.
– Стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую метрополию, но Константинополь-ская церковь этого не разрешила.
– Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода икону, ныне это одна из самых почитаемых святынь – Владимирская икона Божьей Матери.
– Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников – Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).
– Много храмов построил.
Результат: заручился поддержкой церкви, получил прозвище – Боголюбский.
– Укреплял города княжества.
Результат: социальная опора – город, городские сословия.