Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Научной основой для объяснения социального конфликта являются несколько установок. Социально-биологическая установка исходит из того, что конфликт и борьба свойственны всему живому. Сторонники этого направления опираются на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и выводят из него идею естественной агрессивности человека и отдельных групп, которая и находит выражение в социальных конфликтах. При этом выделяют следующие виды агрессивности: территориальная агрессия, агрессия доминирования и т.п. Аналоги в живой природе – охотничий район хищника, утверждение сильнейшей особи в иерархии стаи приматов и т.п.
Социально-психологическая установка объясняет социальные конфликты социально-психологическими мотивами посредством теории напряжённости. Типичные черты урбанизированного общества: перенаселённость, скученность, социальная несправедливость, неравенство, нестабильность, сложность социальных организаций – ведут к возникновению социально-психологического напряжения у многих людей. Постепенно накапливаясь, оно выливается в групповые взрывы агрессии.
Некоторые учёные считают, что конфликт очищает, он присущ всем уровням социальной системы и не может считаться отклонением. Исход социальных конфликтов – растущая гармония в обществе. Любой социальный конфликт высвечивает проблемы, показывает пути их решения, создаёт условия для изменений, является тем парником, где они вырастают.
Конфликты самого различного уровня повышают энергию социальных групп, усиливают мотивацию, установки на разрешение причин конфликта, сплочённость социальных групп, коллективов, делают жизнь более интересной, интригующей. И наконец, конфликты повышают качество принимаемых решений, потому что при разногласиях, острых конфликтных отношениях решения продумываются более тщательно.
В то же время конфликты обладают большой разрушительной силой.
(Г.Ф. Шафранов-Куцев)
С1. Какие две установки являются, по мнению автора, научной основой объяснения социального конфликта? В чём видят основную причину социальных конфликтов сторонники каждой из этих установок?
С2. Назовите две теории, на которые опираются сторонники названных автором установок. Приведите один любой вид агрессивности, названный в тексте и пример, иллюстрирующий возможность подобного вида агрессии в человеческом обществе.
С3. В тексте указывается, что ряд учёных склонны положительно оценивать последствия социальных конфликтов. Приведите из числа указанных в тексте любые два последствия конфликтов, которые оказываются позитивными для общества, проиллюстрируйте примером каждое из этих воздействий.
С4. Наряду с теми, кто подчеркивает позитивную роль социальных конфликтов, среди учёных немало и тех, кто видит преимущественно их отрицательную роль в обществе. Используя обществоведческие знания, укажите три возможных негативных последствия социальных С5.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных нормах.
С6. Назовите любые две функции СМИ и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.
С7. Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Религия как феномен культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1–C9.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1. «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).
С9.2. «Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные устремления человека не заложены в нём биологически, от природы; они – результат социального процесса» (Э. Фромм).
С9.3. «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер).
С9.4. «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определённость воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество» (И. Ильин).
С9.5. «Обычай ведет за собой того, кто хочет; закон тащит за собой того, кто не хочет» (Латинское юридическое изречение).