АДСТРАТ

(от лат. ad - при, около и stratum - слой, пласт), 1) языковые явления, объясняемые как результат влияния одного языка на другой при длит. контактах народов, говорящих на этих языках, когда не происходит этнич. ассимиляции и растворения одного языка в другом; ср. субстрат, суперстрат.
2) Разновидность билингвизма, связанного с влиянием чужого языка на язык аборигенов.

(Большой Российский энциклопедический словарь)

Адстрат (от лат. ad — при, около и stratum — слой, пласт) — совокупность черт языковой системы, объясняемых как результат влияния одного языка на другой в условиях длительного сосуществования и контактов народов, говорящих на этих языках. Адстрат, в отличие от соотнесённых с этим понятием терминов субстрат и суперстрат, означает нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит этнической ассимиляции и растворения одного языка в другом. Адстратные явления образуют прослойку между двумя самостоятельными языками. Иногда термин «адстрат» применяется для обозначения смешанного билингвизма (многоязычие). Понятие адстрата было введено М.Дж. Бартоли (1939) и не нашло широкого использования в лингвистике.

 

Языково́й субстра́т — влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.

Подобные случаи происходили в истории не раз: так в результате римского завоевания перешло на латинский язык коренное кельтское (галльское) население современной Франции и коренное иберийское население Испании. На этой почве образовались современные французский и испанский языки, которые продолжают традицию не местных кельтских и иберийских наречий, а традицию латинского. Сам латинский язык в Италии распространился в результате поглощения местных (италийских, этрусских и др.) наречий, которые полностью исчезли, однако не бесследно.

Язык, помимо того, что он связан с определённой артикуляционной базой, имеет слишком глубокие корни в жизни народа, слишком глубоко связан с хозяйственными навыками и традициями. Поэтому переход с одного языка на другой есть процесс сложный и трудный. Как бы велико ни было субъективное желание овладеть новым языком в точности и совершенстве, это желание не реализуется полностью. Какие-то качества родного языка в фонетике, лексике, семантике, типологии удерживаются помимо воли и сознания говорящих и продолжают «просвечивать» сквозь наложившуюся оболочку новой речи. В результате воспринятый чужой язык приобретает в данной среде особый своеобразный характер, отличный от того, какой он имел в исходной среде. Это явление и получило название лингвистического субстрата.

 

Суперстрат — влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинённого коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.

Подобные случаи происходили в истории не раз: так в результате германского завоевания многочисленное романское население юга Европы не исчезло, однако, в результате разной интенсивности германского языкового влияния латынь распалась на несколько диалектов, а затем и языков. Суперстратные явления встречаются также и в пределах различных наречий одного языка.

В отличие от субстрата, суперстрат не приводит к утрате языка, однако его влияние на развитие языка может быть очень значительным. Так, например, славянский суперстрат ощущается на всех уровнях румынского (молдавского) языка, не только включая обычную лексику, но также и фонетику, морфологию и т. д.

 

Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.

Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести - полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам. Каждый профессиональный переводчик несомненно билингв. Пусть даже это, как говорят теоретики, особый крайний случай билингвизма.

Поэтому вопросы естественного и искусственно приобретенного двуязычия весьма интересны с точки зрения теории и практики перевода.

Несколько удивляет категорическое мнение некоторых авторов о том, что взрослый человек вообще не может быть билингвом. Здесь, как нам представляется, смешиваются разные вещи: владение человеком двумя языками настолько в совершенстве, что они у него оба как родные. Таких людей на самом деле единицы. Но те 70% "двуязычных" людей, о которых говорится во многих источниках, к этой категории явно не относятся.

Если подходить со строгими мерками, то придется признать, что и среди "носителей языка", для которых он является родным, далеко не все им хорошо владеют и могут на нем грамотно писать и изъясняться. Что же касается языковой ситуации в бывшем Советском Союзе, то я бы истолковал ее как раз как подтверждение безусловной возможности реального двуязычия в условиях постоянного контакта двух языковых систем, а не наоборот.

В этом смысле можно наверно говорить о редко достижимом абсолютном двуязычии и о "попеременном свободном использовании для коммуникации двух языков". Именно таково наиболее распространенное и общепринятое определение билингвизма.

 

Языково́й сою́з (нем. Sprachbund, немецкий термин, предложенный Трубецким, используется во многих других языках без перевода) — особый тип общности языков, возникшей как результат контактного и конвергентного развития. Понятие языкового союза впервые явно сформулировал Н. С. Трубецкой в статье «Вавилонская башня и смешение языков» (1923).

Примеры языковых союзов:

§ балканский языковой союз

§ поволжский (волго-камский) языковой союз

§ центрально-азиатский (гималайский) языковой союз

§ месоамериканский языковой союз

§ палеоазиатский языковой союз

§ нило-сахарский языковой союз

§ океанийский языковой союз

Высказывались также идеи «кавказского фонологического союза» (Трубецкой), «евразийского языкового союза» (Р. О. Якобсон).

 

Языково́й сою́з —особый тип ареально-исторической общности языков, характеризующийся определённым количе­ством сходных структурных и материальных признаков, приобретенных в результате длительного и интен­сив­но­го контактного и конвергентного развития в пределах единого географического простран­ства. Идея языкового союза содержится в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ. Понятие и термин «языковой союз» впервые сформулировал в статье «Вавилонская башня и смешение языков» (1923) И. С. Трубецкой, который предложил различать языковую семью и языковой союз. Согласно Трубецкому, языковой союз — это группа языков, обнаруживающих существенное сходство в синтаксисе, морфологии, иногда — внешнее сходство в фонетике и обладающих общим фондом культурных слов, но не связанных системой звуковых соответствий и исконной элементарной лексикой. Примером языкового союза является балканский языковой союз.

Теория языкового союза получила дальнейшее развитие применительно к другим ареалам контакти­рования языков. Языковой союз как особая ареальная общность языков характеризуется совокупностью сходных структурных и материальных признаков на разных уровнях языковой системы — синтаксиса, морфологии, фонетики, синтаксической стилистики, а также общностью в лексике и фразеологии. Комплексность разноуровневых языковых характеристик в контактирующих языках есть основной критерий для постулирования языкового союза. Наибольшей степениконвергенции подвержен синтаксис взаимодействующих языков. В балканском языковом союзе, например, выделяется около 20 синтаксических балканизмов — элементарных синтаксических конструк­ций. Менее других поддается конвергенции в рамках языкового союза фонетический уровень.

Языковой союз является сложным лингвистическим объектом, исследуемым приемами исторического, ареального и структурно-типологического языкознания. В изучение проблемы значи­тельный вклад внесли Бодуэн де Куртенэ, Трубецкой, позднее — Якобсон, Бирнбаум, В. Скаличка, В. Георгиев и советские языковеды А. В. Десницкая, Б. А. Серебренников, Топоров, Т. В. Цивьян, Г. В. Церетели, Т. С. Шарадзенидзе, Д. И. Эдельман.

 

Сме́шанный язы́к (также контактный язык) — термин, обозначающий язык, возникший в условиях широко распространенного двуязычия. Основное отличие смешанного языка от пиджина в том, что при возникновении пиджина имеется языковой барьер — контактирующие люди не знают языка друг друга и вынуждены общаться на пиджине, чтобы решать общие вопросы. Смешанный же язык возникает в условиях полного двуязычия, когда представители группы достаточно хорошо владеют обоими языками, чтобы сопоставлять их элементы и заимствовать те или иные в новый стихийно конструируемый ими язык. При этом речь идет именно о создании языка (с фиксированными правилами, лексикой и т. д.), а не об обычном при двуязычии смешении кодов.