Миф о Прометее как один из символов мировой культуры.

Промете́й- в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки. Прометей, согласно некоторым ранним вариантам мифа, сам вылепил первых людей из земли и воды.

Прометей – одна из знаковых фигур не только греческой, но и общемировой культуры. Фигура сложная, противоречивая. Весьма холодно относящаяся к титанизму олимпийская традиция, тем не менее, неуклонно означает Прометея как первейшего благодетеля человечества.

Боги обрекли бунтующего человека на голод, который был призван сыграть роль огня и меча. Каждый, кто не согласен с новой властью, отныне должен рассчитывать лишь на себя. Человек вынужден добывать пищу, которой все меньше и меньше. Бык изобилия, созданный Кроном, оказался в руках олимпийцев. Он будет принесен в жертву, и Олимп ожидает вечное изобилие, а людей – медленная голодная смерть. Заколоть и освежевать быка Зевс поручил Прометею, единственному сохранившему власть и внешнее расположение новых властителей мира титану.

Обманув Зевса, Прометей так разделил тушу быка, что лучшая часть ее досталась людям, худшая – богам.

Дар Прометея – символический дар. Плоть быка не просто грубая материальная пища, она – право человека быть в новом мире, она есть олицетворение того великого знания, какое поможет человеку выстоять в борьбе с изменившимся миром, вернее изменившемуся человеку в борьбе с миром, проявившим свою ужасающую сторону – лик смерти.

Новое знание человека было тождественно новым потребностям, много большим, нежели прежде, однако человек не знал, как эти потребности удовлетворить. Прометей через архетипического быка, принесенного на огне в жертву человечеству, нежели богам, даровал людям знание новой жизни, способность выжить, – то самое знание нового знания.

Титан дал человеку понимание, как жить, вернее – как выжить. Плоть быка архетипически символизирует дарованное.

Узрев людей, веселившихся у благоухающих запахом пищи костров и славивших Прометея, Зевс пришел в ярость, справедливо посчитав, что люди одержали верх над богами. Он задумал одарить человечество гибельным даром, наслав беды, прежде человеком незнанные. Гефест по велению Зевса создал прекрасную деву Пандору. Сие исчадие зла, отражение библейской Евы, стала женой прометеева брата Эпиметея, чье имя – «Крепкий задним умом» – говорит само за себя.

Эпиметей – близнечная тень положительного культурного героя, наделенная отрицательными свойствами: глупостью, коварством, хитростью, даже шкодливостью, – т.е. трикстер. Именно трикстеру-Эпиметею боги вручили таинственный сосуд с бедами. Потом вручили ему и Пандору. Дальнейшее – предсказуемо. Мучимая недоступностью запретного плода, Пандора не удержалась, чтобы не попробовать его. Она открыла крышку сосуда, в котором были спрятаны «…вредоносные болезни, погибель несущие для смертных» (Гесиод).

Страшные порождения Никты вырвались в мир, обрекая людей на гибель. Именно в этот миг Серебряный Век сменился Медным, олицетворенным жестокими войнами.

Медные люди истребили друг друга. Немногих уцелевших в бойне добил потоп. Согласно легендарной традиции, из всех людей уцелели лишь Девкалион и Пирра – полубожественная пара, дети Прометея и Эпиметея. Они возродили человечество способом, схожим с библейским или шумерским сотворением человека.

Новые люди, равно совмещающие в себе добро и зло тоже были несовершенны. То было поколение людей воинственных и беспринципных, не признающих ни морали, ни богов.

Немудрено, что Зевс решил избавиться и от этих людей, чтоб сотворить новых. Дабы умертвить человека, Зевс отнял у него огонь – творческую потенцию индивидуальности, дарованную человеку в награду за потерю титанического мира. Человек утратил тот самый огонь, на котором был принесен в жертву Небесный бык – огонь нового знания. Лишенный огня, т.е. новообретенного осмысления мира, человек стал стремительно деградировать.

В чем суть сего поучительного урока? Чтобы понять ее, необходимо выяснить, что значил для человека огонь. Онюдь не только тепло, но и большие возможности, но и солнце. Кроме того, огонь наделялся атрибутом вышней силы, несравнимой ни с какими прочими природными явлениями: землей, водой, ветром, молнией и пр. Огонь воспринимался центром всех вещей, своего рода организующей и поддерживающей силой.

Лишив человека огня, Зевс попросту выводил человечество за рамки действия Мирового закона, жестко ставил его вне мира. Огонь, будучи символом Солнца, вечно возрождающегося и благодетельного начала, какое необязательно Бог, побеждает дихотомию. Утрата огня равносильная утрате Солнца, равносильная потере спасительного третьего, грозила коллапсом сознания человека, всей человеческой культуры.

Но Прометей не смирился и вновь спас человечество, вернув людям огонь.

Бунт и дерзость должны быть наказаны. Сила и Власть по воле Зевса влекут Прометея к скале, а Гефест, культурный герой, перешедший в сонм богов, приковывает Титана. И уже спешит орел, чтобы терзать переполненную гневом печень непокорного.

Прометей обречен страдать вечно. Он вне мира, вне действия. Он исключен из первых героических поколений. До людей лишь изредка доносятся его стоны.

Но Прометею не суждено исчезнуть. Зевс помнит о нем, Громовержцу ведомо знание Прометея о страшной тайне, грозящей владыке Олимпа. Зевс первым протягивает руку примирения. Великий герой Геракл, тоже цивилизатор, но насильственный, освобождает Прометея. А тот раскрывает Зевсу заветную тайну, предостерегая от рождения могущественного ниспровергателя-сына.

В эпоху древности отношение к Прометею было неоднозначным. Многие поэты, писатели, философы трактовали его бунт как деяние, вредное для человечества, проявившее худшие стороны цивилизации.

Впоследствии Прометея, интерес к которому пробудился в эпоху Возрождения и особенно романтизма, оценивали прежде всего именно как бунтаря. С другой стороны фигура Прометея привлекала многих мыслителей, в первую очередь крупнейших психоаналитиков: Фрейда, Юнга, Абрахама, Башляра.

Источники и литература:

Башляр Г. Психоанализ огня. – М., 1993.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.

Лосев А.Ф. Прометей /Мифы народов мира, т.2, сс. 337-340.

Фрейд З. Добывание и покорение огня / Между Эдипом и Озирисом. – Львов, Москва, 1998.

Эсхил, Прометей прикованный / Эсхил. Трагедии. – М., 1961.