Исторический музей восковых фигур

Одно из наиболее известных зданий Невского проспекта. Во дворце размещена коллекция Музея восковых фигур, концертный зал и художественная галерея с временными выставками. Музей воска содержит более 200 фигур, включая фигуры таких известных в России людей как Сперанский, Керенский, Аракчеев, Кутузов, Достоевский, Толстой, цари: Павел, Алексей, некоторые представители династии Романовых.

 

В отличие от зарубежных аналогов, Исторический музей восковых фигур ставит своей первой задачей просветительство.

г. Ломоносов, ул. Александровская, 37а

(812) 315-56-36

ежедневно с 11.00 до 18.30

 

Церковь Троицы Живоначальной на городском кладбище

Первая, деревянная, церковь на городском Троицком кладбище Ораниенбаума начала строиться в 1757 году, одновременно с открытием кладбища. Это была небольшая увенчанная шпилем постройка с отдельно стоящей открытой звонницей. Эта церковь сохранялась в глубине кладбища вплоть до конца 1920-х годов.

Новая каменная церковь у входа на кладбище была сооружена в 1903 - 1904 годах по проекту архитектора И. П. Горленского. Автор применил редкую для православных храмов базиликальную схему, в данном случае вызванную необходимостью максимально увеличить объем и одновременно снизить стоимость постройки. По последней причине при возведении церкви были допущены отклонения от проекта, в частности, значительно уменьшена высота шатра колокольни, что исказило замысел автора. В храме имелись приделы во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира и Святого Благоверного Князя Александра Невского.

Закрытая в 1939 году, церковь возвращена православным 8 ноября 1994 года и до сих пор находится в руинах. Храм планируется по мере финансовых возможностей восстанавливать силами прихода Михаило-Архангельского собора.

г. Ломоносов (Ораниенбаум), Оранжерейная ул., д. 19

 

 

Се́ргиевка

(также Сергиевская дача, Усадьба Лейхтенбергских) — дворцово-парковый ансамбль, располагающийся в Петергофе (Петродворцовый район города федерального значения Санкт-Петербурга) на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских. Дворцово-парковый ансамбль является памятником истории и культуры и памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Парк является памятником природы регионального значения.

 

Лейхтенбергский, насколько помню, был не совсем князем, он был герцогом, но зато мужем великой княжны Марии Николаевны и любимой дочери Николая I.

Впрочем, после женитьбы Максимилиану Лейхтенбергскому присвоили титул Его Императорского Высочества. Но всё равно с общим титулом как-то не сложилось.

 

Полностью герцога звали так: Герцог Максимилиан-Евгений-Иосиф-Август Лейхтенбергский Князь Эйхштедтский. Но так как такого государства как Эйхштедт никогда не было, то все эти титулы выглядят несколько картонно. Был он сыном пасынка Наполеона Евгения Богарнэ и Баварской принцессы.

А вот титул у Марии Николаевны был самый настоящий и самый блестящий – она была любимой дочерью Императора Николая I Павловича.

Сергиевка сложилась из нескольких участков, принадлежавших разным хозяевам.

Один из участков входил в состав дачи сына Петра Первого - Алексея. В 1721 году участок по наследству перешёл в руки Петру Алексеевичу, будущему императору Петру Второму, а затем оказалась во владениях А. И. Румянцева. Два других участка были частью имения, принадлежащего князю Василию Долгорукову, который в 1730 году был арестован, а дачи его были конфискованы.

После смерти А. И. Румянцева объединённая дача перешла к его сыну, фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому.

По имени уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.

Остаётся только удивляться тому, что Сергей Петрович владел дачей относительно недолго, да и вряд ли кто из нас вспомнит (и в Википедии статья о нём отсутствует), чем еще был знаменит этот Сергей Петрович, однако название за этой усадьбой закрепилось именно «Сергиевка». А не «Мариинка» или «Марьина роща» и тем более не «Лейхтенберговка».

В 1822 году дача была приобретена Кириллом Нарышкиным, обер-гофмаршалом Николая Первого.

Когда у Нарышкина возникли финансовые трудности, Николай I купил у него Сергиевку в 1838 году за 560 тысяч, что было гораздо дешевле, чем та цена, которую заплатил в своё время Нарышкин.

В наше время продажа дорогой дачи своему начальнику по дешевке могла бы вызвать разговоры о скрытой коррупции.

Но в то время, наверное, коррупция не добралась туда, и это было вполне нормально.

Через полгода должна была состояться свадьба любимой дочери Николая I с герцогом Лейхтенбергским, и он (Николай I) хотел сделать ей свадебный подарок.

«Дачу сию жалую любезнейшей дочери Марии на вечное и потомственное владение» — гласил царский указ.

К лету 1842 г. (закладка дворца состоялась 28 июля 1839 года) по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера (он много чего строил в окрестностях Петергофа) возвели прекрасный летний дворец в неогреческом стиле. В стены были вмонтированы подлинные античные фрагменты, в том числе два мраморных портика.

 

Дворец действительно прекрасен. Это я осознала еще в своей юности, впервые его для себя открыв, и ещё ничего не зная ни про архитектора ни про владельцев.

Андрей Иванович Штакеншнейдер родился под Гатчиной на мызе Ивановка (около 4.6 км. по прямой до Гатчинского Дворца, это практически совсем рядом от нынешнего Гатчинского ЛИЯФа). Так кому как не ему тонко чувствовать всю красоту пригородов Петербурга? Кому как не ему органично дополнить эту красоту красотой архитектуры?

Его стиль называют неогреческим, иногда – чистым классицизмом. Хотя про самого Штакеншнейдера, помню, на экскурсиях рассказывали, что он мастерски владел всеми стилями и часто их удачно смешивал.

Штакеншнейдер же построил и Мариинский дворец в Петербурге.

В Петербурге Мариинский дворец строили в 1839-1844 гг., то есть практически одновременно с дворцом в Сергиевке. Кстати, дворец в Петербурге построен именно в стиле эклектика (псевдоклассическая).

 

Мне думается, что и этот дворец в Сергиевке более правильно было бы называть Мариинским, или летним Мариинским дворцом. Ведь называется же в Петербурге дворец Мариинским, и никто не вспоминает про некого Лейхтенбергского.

А название «дворец Лейхтенбергских», которое встречается на некоторых картах, звучит как-то неестественно. Туда просится вставка титула – князей или герцогов. Но титул вставлять неудобно, т.к. если вставлять правильный титул – герцогов Лейхтенбергских, то это принижает статус Марии Николаевны, которая была не просто дочерью Николая I, а его любимой дочерью.

А если называть дворец князей Лейхтенбергских, то это вдвойне неправильно, т.к. Максимилиан князем не был, да и Мария Николаевна к нему относилась, мягко говоря, по-разному.

Трудно сказать, когда она стала ему изменять с Г.А.Строгоновым, но тайно вышла замуж за него она спустя положенный год после смерти Лейхтенбергского. Кстати, тайно венчались они, по некоторым данным, прямо в Сергиевке, в церкви святой Екатерины , что прямо напротив дворца.

 

Еще для меня очень примечателен храм св. Александры на высоком холме в Новом Петергофе в деревне Низино, что на Самсониевском канале. Его тоже построил Штакеншнейдер.

Я впервые увидела этот храм в развалинах.

 

Но вернемся к усадьбе Сергиевка.

В самом дворце Лейхтенбергских разместили богатейшую коллекцию скульптуры.

По некоторым данным именно в Сергиевке, а точнее - рядом, во дворце Собственной дачи Николай II познакомился с Распутиным.

В планировке парка участвовал садовый мастер П.И. Эрлер.

Тот самый Эрлер, который создавал прекрасные парки Нового Петергофа.

В Новом Петергофе как раз библиотека расположена на Эрлеровском бульваре.

Правда, тогда бульвар назывался как-то по-другому. Название Эрлеровский ему вернули, помнится, в начале Перестройки.

В западном овраге, недалеко от дворца находится огромная вросшая в землю таинственная гранитная голова с бьющим у самого ее основания родником.

Никто точно не знает историю этой головы.

По некоторым данным она была создана около 1800 г. по велению императора Павла I (арх. Ф.Броуэр).

Большой металлический шлем витязя крепился в отверстие на переносице.

Отверстие мы все видим.

Но вот большого шлема не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний.

 

В июле 1818 года молодой Александр Пушкин со своим другом Н. Раевским-младшим побывал в тенистом овраге около «спящей» головы.

В поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появляется сюжет, возможно, навеянный впечатлениями от увиденного в Сергиевке.

Правда, по некоторым устным версиям получается, что это голова какого-то шведского короля, которую еще шведы тащили к морю на корабль, но не дотащили и бросили.

Но эти истории в устном виде, и сослаться на источник сложно.

Есть еще легенда, которая говорит, что голову высек работник Петергофской гранильной фабрики в память о Петре I, крестном дочери (некоторые говорят – сына) этого мастера.

Голову называют ещё «Старик» или «Адамова голова», или "Русич" и совсем редкое название - скульптура Святогора, еще называют «Голова Самсона».

Уже само по себе такое редкое разнообразие названий говорит о том, что в историю этих мест много вплетено легенд.

С каждым годом в землю оа вростает все больше и больше, во времена молодости моей мамы еще были видны губы, а сейчас уже только на половину

 

 

К востоку от дворца находятся Кавалерский и Кухонный корпуса, а на западе за оврагом – Английский домик и ферма.

 

Собственная дача или более полно – Дворец-усадьба «Собственная дача Его Императорского величества». Название означает её принадлежность царствующему лицу.

На пустовавшем в петровское время месте Собственной дачи после 1727 года и до начала 1730-х годов находилась приморская мыза князя Алексея Долгорукого с каменным двухэтажным домом.

В 1733—1736 годах мызой владел знаменитый Феофан Прокопович, построивший по сторонам пруда деревянные здания семинарии. После смерти Прокоповича (он, будучи монахом, наследников не имел) этот участок отошел в казну.

 

Пять лет спустя мыза была “пожалована” цесаревне Елизавете Петровне. Когда она взошла на престол, Собственная дача стала пользоваться особым вниманием. Фасадам и интерьерам старого господского дома придали дворцовый характер, рядом с ним построили большой деревянный дворец и мосты через глубокий овраг, а на соседней возвышенности возвели деревянную Владимирскую церковь. После смерти Елизаветы Собственная дача пустовала. В 1798—1801 годах деревянный дворец разобрали, а остальные строения и парк благоустроили.

В 1843 году дача стала владением великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II.

 

За семь лет по проекту Штакеншнейдера старый дом был превращен в миниатюрный двухэтажный дворец с мансардой в стиле французского рококо, декорированный с изысканной роскошью.

В 1858 году Штакеншнейдер построил на месте деревянной Владимирской церкви каменную – церковь Святой Троицы. Скульптурный декор для нее выполнил И. П. Витали, повторив в уменьшенном масштабе двенадцать фигур ангелов, исполненных ранее для Исаакиевского собора. Парк Собственной дачи, несколько измененный Штакеншнейдером, в основном сохранил черты планировки XVIII века.

 

Упоминавшийся Феофан Прокопович основал в тех местах (ниже, на другой стороне нынешнего Ораниенбаумского шоссе) храм Серафима Саровского и подворье монастыря.

Храм раньше был закрыт и заброшен, а в последние лет, наверное уже 20 он открыт, действует и продолжает восстанавливаться. Несколько раз мне довелось там побывать.

 

А где же проходит граница между Сергиевкой и Собственной дачей?

Раньше я думала, что граница этих двух участков проходит по глубокому оврагу, разделяющему Дворец Собственной дачи и Троицкий храм. Это красивый и очень глубокий овраг, как раз подходящий для границы.

Но потом оказалось, что Троицкий храм принадлежит к участку Собственной дачи. Значит, граница шла где-то западнее.

Реально в парке – это полузаросшая аллея. И эта аллея становится асфальтированной дорогой только когда проходит мимо дворца Лейхтенбергских.

Но так или иначе – эта аллея по-видимому и разделяет участок Собственной дачи и Сергиевку. Просто потому, что овраг, возле которого стоит Троицкий храм, не является границей участков, а других границ там нет.

Полузаросшая тропинка за Гофмейстерским корпусом, идущая вдоль его задней стены Она, похоже, и разделяет участки Собственной дачи и Сергиевки. Это чудесный заросший парк, в котором узкая тропинка идет до Собственного проспекта. Того древнего проспекта, который когда-то вел со стороны Петербурга как раз ко дворцу Собственной дачи.

Для меня эти места ностальгические.

 

 

В парк Сергиевка есть много входов.

Все они по-своему красивы.

Но самым навсегда красивым и романтичным для меня останется вход со стороны платформы «Университет», вход по длинной изумительной березовой аллее, через сказочные романтические пруды и дальше по уединенным аллеям.

 

храм Пресвятой Троицы или Свято-Троицкий храм был построен в 1858 - 1860 годах по проекту, конечно, А.И. Штакеншнейдера на месте деревянной придворной Владимирской церкви.

Этот храм был ближайшим ко дворцу Собственной дачи. А возле дворца Марии Николаевны сразу перед ним через луг была другая церковь – церковь святой Екатерины.

Троицкий храм, точнее то, что от него оставалось, я впервые увидела в детстве. Тогда западная часть храма, где вход была сильно разрушена, вход был чем-то завален и заколочен. Никакой лепнины, помнится не сохранилось. Алтарная часть была потом дополнительно выложена новым кирпичом. Окна в подвалы периодически кем-то заделывались и также периодически кем-то взламывались.

Трудно сейчас вспомнить, но первые реставрационные работы в этих местах начаты до 1985 года. Сильно был восстановлен дворец и изрядно подправлена церковь, во всяком случае лучше закрыта от проникновения.

Дворец был, если не ошибаюсь, практически в руинах, но его восстановили. И кто-то даже заселился туда.

Думали, что весь этот комплекс принадлежит Биологическому институту. Каково же было удивление, когда оказалось, что во дворце Собственной дачи расположилось общежитие мед. института.

Располагалось оно там не долго. Дворец опять стал заметно ветшать. И сейчас там официально никто не живет.

А храм уже давно обнесен забором и, там понемножку начали реставрационные работы.

с 2005 года это храм передан верующим.